Китайские и японские ученые пришли к выводу, что появление перхоти связано с бактериями, а не грибками, как считалось ранее. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.
Сотрудники Шанхайского университета транспорта с коллегами из других научных центров провели анализ образцов секретов и микробиоты кожи головы людей различного возраста из разных географических районов. Количество перхоти оценивали по шкале шелушения скальпа (ASFS). Показатели от ноля до двух баллов принимали за отсутствие перхоти, а от трех до восьми баллов — за ее наличие.
Выяснилось, что вероятность появления перхоти повышается с возрастом, значительно возрастая после 40 лет, и связана с уменьшением секреции кожного сала и воды. Существенных половых различий обнаружено не было.
Микробиологический анализ показал, что около 95 процентов бактерий кожи головы составляют представители родов Propionibacterium (99,7 процента — P. acne) и Staphylococcus (94,9 процента — S. epidermidis, S. capitis и S. caprae). При наличии перхоти доля пропионибактерий снижалась в среднем с 70,8 до 50,2 процента, а стафилококков — повышалась с 26 до 43,5 процента. Кроме того, доля остальных бактерий увеличивалась с 3,2 до 6,4 процента.
Влияние Malassezia — основного представителя грибковой микробиоты скальпа — на бактериальный состав и появление перхоти оказалось малозначимым. Это соответствует результатам современных исследований и противоречит популярной гипотезе о связи перхоти с грибками, высказанной в 1874 году французским анатомом и гистологом Луи Шарлем Малассе (Louis-Charles Malassez).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что для борьбы с перхотью необходимо восстановление баланса бактериальной микробиоты головы, в частности, подавление стафилококков и стимуляция роста пропионовокислых бактерий, пишут исследователи.
Олег Лищук