Французские ученые обнаружили, что маленькие дети могут понимать, если они в чем-то не уверены или чего-то не знают, и сообщать о об этом. При этом если дети еще настолько малы, что не умеют хорошо говорить, то они могут сообщить о своих сомнениях невербально. Результаты исследования опубликованы в Proceeding of the National Academy of Sciences.
Исследователи провели серию экспериментов, в которых участвовали 80 детей в возрасте 20 месяцев. Ребенку показывали игрушку, а затем прятали ее в один из двух одинаковых черных ящиков, которые закрывались занавеской. При этом игрушка могла быть спрятана на глазах у ребенка или уже за занавеской, чтобы он заведомо не мог угадать «правильный» ящик. Ящики прятали от детей на время от трех до двенадцати секунд, после чего ребенку предлагали показать, в каком ящике лежит игрушка. При этом половину детей (экспериментальную группу) в случае, если они не знали правильного ответа, научили просить помощи у присутствующего в комнате родителя или воспитателя: если ребенок смотрел ему в глаза, то взрослый подсказывал ответ ребенку, то есть указывал на коробку с игрушкой. Другую половину детей (контрольную группу) просить помощи не учили.
Исследователи предположили, что если ребенок осознает, что не знает правильного ответа, он, скорее всего, попросит помощи. Действительно, дети из экспериментальной группы давали, в среднем, на 16 процентов больше правильных ответов, чем дети из контрольной группы. Дети чаще обращались за помощью, если задача была сложнее (когда ящики убирали на более продолжительное время или когда игрушку прятали в ящик в отсутствие ребенка). Дети, которые могли просить подсказку у родителей, гораздо реже отвечали неправильно, при этом количество правильных ответов, которые дети давали без помощи взрослых, в обеих группах было примерно одинаковым. Такой результат указывает на то, что дети меняли свое поведение и обращались за помощью только в тех случаях, когда не знали правильного ответа.
Интересно, что 14 детей (почти 35 процентов) из экспериментальной группы ни разу не попросили помощи, и в результате они отвечали правильно с той же частотой, что дети из контрольной группы. Авторы работы предположили, что эти дети могли переоценивать себя и считать, что всегда отвечают правильно, либо, что они еще не слишком хорошо умеют говорить и поэтому не осознают, что они что-то не знают, или просто не до конца поняли, что от них требуется.
Ранее исследователи предположили, что метапознание, или способность детей осознавать, что они что-то не знают, развивается в раннем возрасте, чтобы дети могли сообщать о своих сомнениях взрослым и получать от них корректную информацию. По мнению авторов статьи, способность ясно показывать свои сомнения нужна не только для сотрудничества, но и для обучения.
Екатерина Русакова