Математики из университетов Нью-Йорка, Индианы и Вагенингена впервые продемонстрировали существование в социальных сетях парадокса счастья. Явление заключается в том, что большинство членов социальной группы чувствуют себя менее счастливыми, чем в среднем их друзья. Авторы попытались связать это явление с другим социальным парадоксом — парадоксом дружбы. Препринт исследования опубликован на сайте arXiv.org, кратко о нем сообщает издание MIT Technology Review.
Для количественного определения парадокса счастья ученые выбрали большую группу пользователей Twitter (более 100 тысяч человек), в которой выстроили граф «дружбы». Друзьями считались пользователи, взаимно фолловящие друг друга. Чтобы увеличить надежность вычислений авторы удалили из графа людей, у которых было менее 15 друзей, после чего приступили к вычислениям.
Каждому человеку — вершине графа — приписывались четыре параметра: количество друзей, среднее количество друзей у его друзей, уровень счастья и средний уровень счастья друзей. «Счастливость» того или иного пользователя авторы вычисляли на основе семантического анализа последних 3 200 твитов, она выражалась числом от -1 до 1. Затем ученые построили две диаграммы, отвечающие парадоксам дружбы и счастья.
Диаграмма парадокса счастья позволила математикам разбить пользователей на две группы, «счастливую» и «не счастливую» и исследовать их поведение по отдельности. Внутри «счастливой» группы парадокс счастья почти не наблюдался — лишь 58 процентов группы были менее счастливы, чем их друзья. Разительные отличия наблюдались в «не счастливой» группе, там доля пользователей, менее счастливых чем в среднем их друзья, составила около двух третей.
Авторы попытались выяснить, влияет ли ощущение популярности себя на фоне друзей на показатель счастливости. Одно из выдвинутых в работе предположений заключалось в следующем — если вы ощущаете себя менее популярным, чем ваши друзья (если среднее количество друзей ваших друзей больше вашего), то вы чувствуете себя менее счастливым. Однако, исследование показало, что парадокс дружбы был более явным в «счастливой» группе, хотя и в «не счастливой» около 90 процентов пользователей могли чувствовать себя менее популярными, чем их друзья.
По данным ученых, парадокс счастья в обеих группах слабо коррелирует с силой парадокса дружбы. Даже для сильной группы величина коэффициента корреляции Пирсона составляет 0,126. По всей видимости, на показатель счастливости в социальной группе влияют более сложные факторы, такие как «заразительность» настроений и сочувствие.
Парадокс дружбы заключается в том, что у большинства членов социальной группы количество друзей меньше, чем среднее количество друзей у его друзей. Причина парадокса заключается в неравномерном распределении дружеских связей внутри группы. Например, если у вас есть 10 друзей, то, вероятно, среди них найдется один, обладающий, к примеру, 100 дружескими связями. Такая ситуация приводит к тому, что многие пользователи, обобщая, чувствуют себя менее популярными, чем их друзья.
Из исследования авторы делают следующие выводы. Если вы чувствуете себя счастливым и пользуетесь социальными сетями, то вероятнее всего вы будете чувствовать что ваши друзья немного счастливее и гораздо популярнее, чем на самом деле. Если же вы не чувствуете себя счастливым и пользуетесь социальными сетями, то скорее всего многие ваши друзья тоже будут несчастливыми, однако вам все равно будет казаться, что они популярнее и счастливее чем есть на самом деле.
Владимир Королёв