Людей без мимики научили общаться жестами

Междисциплинарная группа специалистов из Орхусского университета (Дания), включающая психологов, семиотиков и врачей, адаптировала и проверила эффективность разработанного в США тренинга невербального общения для людей, получивших сильные ожоги или травмы лица, для пациентов с синдромом Мебиуса. Выяснилось, что тренинг может улучшить социальные навыки больных и помочь наладить общение со здоровыми собеседниками с обычной мимикой. Работа опубликована в журнале Frontiers in Endovascular and Interventional Neurology.

Синдром Мебиуса впервые был описан в 1892 году немецким врачом Полем Мебиусом. Это чрезвычайно редкая врожденная аномалия, возникающая от 2 до 20 раз на один миллион новорожденных детей. Она заключается в неправильном развитии нескольких черепно-мозговых нервов, что приводит к параличу лица и мышц, управляющих боковыми движениями глаз, а иногда и частичному или полному поражению слуха. Лицо страдающих синдромом Мебиуса напоминает восковую маску. Они могут членораздельно говорить и частично интонировать, однако полностью лишены мимики, что очень затрудняет коммуникацию с другими людьми. Собеседники не могут понять, какую реакцию вызвали их слова, и какие эмоции испытывает человек с синдромом Мебиуса. Все это очень сильно мешает нормальному общению и делает таких больных социальными аутсайдерами.

Специальный тренинг был направлен на активизацию использования в процессе общения паралингвистических средств: интонации и, главным образом, всевозможных жестов. Чтобы проверить эффективность тренинга выборка из пяти подростков, страдающих синдромом Мебиуса, общалась с тремя обычными сверстниками до тренинга, и тремя другими подростками после прохождения тренинга. Все диалоги записывались на видеокамеру и диктофон.

Аудиозаписи анализировались посредством особых программ, распознающих ту или иную интонацию, эмоции и стресс в голосе. Видеозаписи просматривались специалистами по невербальному поведению, наблюдавшими и фиксирующими частоту тех или иных жестов, выражаемых с помощью пантомимики эмоций и прочее. Целью исследователей было установить — возникает ли между собеседниками специфический контакт, включающий доверие, эмоциональную общность и взаимопонимание, которое психологи называют раппорт. Эффективный раппорт улучшает коммуникацию и помогает нормальной социализации подростков. 

Выяснилось, что по мнению специалистов по невербальному поведению, раппорт после двухдневного тренинга между подростками с синдромом Мебиуса и их обычными сверстниками улучшился. Это же показали и объективные оценки количества жестов, пантомимической и интонационной экспрессии эмоций. Причем количество жестов выросло не только у специально обученных пациентов, но и, зеркально, у их собеседников. Во время диалога у всех испытуемых исчезли нервозность, суета в поведении, повторы фраз в речи и прочие маркеры стресса и помех в общении. Однако самоотчеты больных показали, что субъективно они не почувствовали улучшения контакта в общении.

Соавтор исследования — доктор Кэтлин Богарт — сама страдает синдромом Мебиуса. Тем не менее, она смогла построить успешную научную карьеру, а главным фокусом ее исследовательских интересов является разработка программ для успешной социальной и психологической адаптации людей с синдромом Мебиуса и схожими неврологическими заболеваниями.

Даниил Кузнецов