Группа ученых из Dartmouth's Tiltfactor Lab при Дартмутском колледже (США) продемонстрировала эффективность особого дизайна настольных карточных игр для искоренения социальных предрассудков и стереотипов, особенно в области неравноправия мужчин и женщин в сфере естественных наук. Работа опубликована в журнале Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace.
Исследователи разработали две настольные карточные игры. Первая Buffalo The Name Dropping Game заключается в том, что игрок тянет из двух колод по одной карточке, на оранжевой написана какая-либо характеристика, а на синей – тип персонажа. Например, это может быть «летающий» и «супергерой». Вытянув обе карточки, игрок должен за определенное время назвать какого-либо персонажа (из поп-культуры, кино, литературы или жизни) подходящего под эти характеристики (в данном случае – «Супермен»). Ученые изменили стандартный дизайн игры, добавив всевозможные социальные характеристики. При этом могли получаться такие пары как «мультирасовый» - «супергерой» или «женщина» – «изобретатель».
Такие изменения исследователи называют встроенным дизайном, а конкретное его воплощение в этой игре – «затемняющим». Иными словами, играющий не осознает, что у игры есть посторонние (и на самом деле главные) цели, нежели те, что задекларированы в правилах (в данном случае развитие памяти и эрудиции).
Вторая игра, использовала другой тип реализации встроенного дизайна – «смешанный». Ученые модернизировали ранее разработанную ими игру Awkward Moment (Неловкий момент), добавив к множеству обычных бытовых неловких ситуаций ряд карточек, описывающих предрассудки и неуважительное отношение к женщинам в естественных науках.
Суть игры заключается в том, что игрок тянет карточку с какой-либо смущающей ситуацией. Например, «Ваша тетя сказала вам, что когда вы станете старше, то будете выглядеть лучше, чем сейчас», а также несколько карточек с вариантами реакций на такую ситуацию. «Ведущий» также тянет карточки, и, согласно им, должен задавать особые условия и вопросы игроку, побуждающие выбрать наилучшее возможное решение («Какой из вариантов не обидит тетю?», «Чтобы Ведущий никогда не сделал сам?»).
Модифицированный вариант игры содержал дополнительные варианты ситуаций и реакций на них. Например, «В магазине вы увидели женские маечки с надписью «Я не могу в математику»». Такой дизайн открыт для игрока, и очевидным образом представляет контент, касающийся острых социальных тем.
Исследование
показало, что оба типа дизайна игр эффективны для изменения социальной
перцепции игроков (социально-обусловленного восприятия других людей в
зависимости от контекста ситуации, принятых в обществе ролей и прочего). Buffalo
The Name Dropping Game создает более широкое, дифференцированное представление
о различных социальных группах. Однако, такая «затемняющая» стратегия все же
уступает «смешанной», открыто представляющей социальные проблемы и
предрассудки. После нескольких сеансов игры в Awkward Moment испытуемые в
специальном тесте, предлагающем составить множество пар изображений мужчин или
женщин и различных профессий, на 33 процента чаще формировали пару «женщина –
ученый», чем контрольная группа и на 40 процентов чаще, чем игравшие в обычный
вариант игры.
Даниил Кузнецов