Группа исследователей из Университета Юты и ААА Фонда за безопасность дорожного движения (AAA Foundation for Traffic Safety) обнаружила, что голосовой ввод в телефоне (при использовании «hands free»), голосовые помощники в смартфонах и компьютерных системах автомобилей способны отвлекать внимание водителя от управления транспортным средством вплоть до 27 секунд после совершения набора сообщений, их отсылки или выбора музыки. Наиболее опасными признаны встроенный помощник в Mazda 6 и Microsoft Cortana. Пресс-релиз с результатами исследования опубликован на сайте университета.
На основе ряда предыдущих исследований ученые создали специальную шкалу, оценивающую уровень помех для водителя и степень отвлечения его внимания от вождения. Так, 1 балл по этой шкале означает, что какая-либо посторонняя активность практически не отвлекает водителя (например, прослушивание радио – 1,2), тогда как 5 баллов означает максимальную степень помех и потери внимания. Обычный звонок по мобильному телефону ученые оценили в 2,5 балла, тогда как использование при этом «hands free» понижает значение до 2,3 баллов.
В новой работе исследователи решили оценить степень воздействия голосовых помощников, встроенных в компьютерные системы наиболее распространенных на американском рынке автомобилей, а также в различных смартфонах. Для этого было отобрано 257 испытуемых в возрасте от 21 года и до 70 лет. Каждый из них должен был проехать около 4,5 километров со скоростью 40 километров в час. Во время поездки испытуемые должны были, используя голосовой набор, диктовать номера телефонов, имена контактов, выбирать радиостанции, музыку или аудиокниги, а также осуществлять поисковые запросы.
В машине вместе с испытуемым также находился кто-то из экспериментаторов, непосредственно наблюдая за водителем. Экспериментаторы отслеживали продолжительность отвлечения от дороги, выражавшееся в отводе глаз, убирании одной или обеих рук с руля и т.д. Для проверки оценок исследователей использовалось контрольное видео поездки. Помимо этого, на голову испытуемых вешался особый светодиод, вспыхивающий один раз в три или пять секунд. Как только водитель видел вспышку, он должен был сжимать большим пальцем прикрепленный к нему датчик. Таким способом оценивались общая концентрация внимания и скорость реакции. По завершении эксперимента испытуемые заполняли опросник, фиксирующий их субъективную оценку отвлечения внимания в ходе поездки.
Выяснилось, что использование голосовых помощников способно создавать серьезные помехи концентрации внимания водителей, однако они зависят от конкретных моделей компьютерных систем и использующихся программных средств. Худшим результатом было признано понижение внимания на срок в 27 секунд после совершения голосовых команд, лучшим же результатом оказалось восстановление обычного уровня концентрации внимания за период в 15 секунд.
Худшими были признаны результаты на Mazda 6 (4,6 баллов из 5 по шкале помех для внимания) и Microsoft Cortana (4,1 балл). Apple Siri получил 3,7 баллов, а наиболее «безопасным» был признан Google Now (3,3 балла). Среди автомобилей лучший результат показал Chevy Equinox (2,4 балла) и Buick Lacrosse (2,4).
Важным фактором оказался и возраст испытуемых. У пожилых людей степень и продолжительность отвлечения внимания была выше при том, что в США пожилые люди отдают предпочтение машинам, оснащенным голосовыми помощниками.