Специалисты по менеджменту из Университета Миссури установили, что юмор начальников не является важным фактором для формирования продуктивных рабочих отношений и чувства удовлетворения от работы у подчиненных. Была выявлена строго противоположная тенденция – если между руководителями и подчиненными уже сложились хорошие взаимоотношения, то как добрый, так и достаточно грубый, развязный юмор начальника увеличивает удовлетворенность от работы его сотрудников. Если же отношения плохие, то хорошее чувство юмора руководителя не спасет ситуацию, а неуместные шутки даже ухудшат. Работа опубликована в Group & Organization Management.
Исследователи разработали вопросники – отдельно для руководителей среднего звена и для их подчиненных, направленные на выявление субъективной оценки качества трудовых взаимоотношений, удовлетворенности от работы, чувства юмора и стиля его реализации у начальников. После чего провели анкетный опрос в 54 организациях, где в качестве респондентов выступили 70 руководителей и 241 их подчиненный.
Выяснилось, что, во-первых, юмор руководителей не играет, как считалось ранее, существенной роли для построения качественных и продуктивных рабочих взаимоотношений внутри подразделения. Эффект от шуток будет напрямую зависеть от уже сложившихся в коллективе отношений. При этом не важно, будет ли это добрый, позитивный юмор или достаточно злые, язвительные шутки, использующие расовые или сексуальные стереотипы – при хороших взаимоотношениях в коллективе любой тип юмора начальника будет повышать удовлетворенность от работы.
Если же отношения внутри подразделения натянутые, то даже позитивный юмор будет восприниматься подчиненными скорее в негативном ключе и уменьшать удовлетворенность от трудовой деятельности. Ранее ряд других исследований напротив утверждал, что позитивный юмор является важным фактором формирования рабочих отношений и повышения удовлетворенности от работы, в то время как грубый юмор всегда негативно сказывается на коллективе.