Специалисты по киберпсихологии из Гавайского университета в Маноа и Университета штата Огайо объяснили, почему некоторые бывшие возлюбленные после расставания неусыпно отслеживают все изменения в профилях социальных сетей своих бывших партнеров. Работа опубликована в журнале Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking.
Развитие информационных технологий, в особенности социальных сетей (таких как Facebook и Вконтакте) привело к возникновению совершенно новых явлений во взаимоотношениях между людьми. Одним из таких феноменов стало «онлайн-выслеживание» (Facebook stalking). Оно заключается в постоянной навязчивой проверке статусов и изменений на страничках бывшего возлюбленного в социальных сетях. В психологии его называют межличностным электронным наблюдением (interpersonal electronic surveillance). Считается, что «онлайн-выслеживание» мешает нормально завершить исчерпавшие себя отношения, не дает начать новые и приводит к еще большей фрустрации и последующей депрессии.
Для того чтобы выяснить, какие психологические факторы предопределяют склонность того или иного человека к «онлайн-выслеживанию», психологи провели анкетный опрос 431 студента одного из крупных университетов на Среднем Западе США (150 парней и 281 девушка). Главным требованием к респондентам были недавний разрыв постоянных отношений и наличие странички на Facebook у их «бывших». В среднем каждый из участников анкетирования проводил в соцсетях 100 минут в день.
Выяснилось, что чем сильнее у одного из партнеров негативный стресс, испытываемый по поводу разрыва отношений, тем вероятнее он будет непрестанно отслеживать активность бывшего возлюбленного в соцсетях (весовой коэффициент в модели структурных уравнений 0.60 при p < 0.001). Однако сам дистресс возникает как результат совокупности из нескольких других факторов.
Во-первых, типа привязанности – чаще всего это тревожный тип (характеризуется желанием высокой степени эмоциональной близости с партнером, неуверенностью в себе, ревностью, завышенными требованиями и ожиданиями от возлюбленного). Тревожный тип, с одной стороны, имеет постоянную тягу к перестройке, улучшению существующих отношений, что предопределяет поиск возможных альтернатив на стороне (0.19, p < 0.01), а с другой – к большому вкладу в текущие отношения (создание и поддержание тесной интимной близости, готовность тратить деньги на создание общего быта и т.д.). Чем больше вклад в отношения делает человек с тревожным типом привязанности, тем выше у него уровень преданности партнеру (0.85, p < 0.001), проявляющийся в эмоциональных обязательствах, доверии, открытости, появлению каких-то особых разделяемых с партнером форм поведения (сексуальных практик, проведения досуга и т.д.). И в этом случае при разрыве высокий уровень доверия обусловливает сильные негативные эмоции (0.62, p < 0.001).
По мнению рецензентов статьи, полученный результат дает важный диагностический критерий для практикующих психотерапевтов, который позволяет по косвенным признакам (времени, проводимому онлайн вообще или в соцсетях в частности) судить о степени болезненности расставания и динамике терапевтического процесса.