Российская компания Cognitive Technologies объявила о создании компьютерной модели фовеального зрения, которая позволит беспилотным автомобилям тратить меньше вычислительных мощностей на анализ видеоизображения дороги. Об этом говорится в пресс-релизе компании, поступившем в редакцию N+1. По данным Cognitive Technologies, технология компьютерного фовеального зрения позволяет быстрее и точнее распознавать особенности дороги и объектов на ней.
Фовеальным зрением называется особенность человеческого восприятия, при котором четкое видение объектов возможно только в рамках довольно узкого угла зрения. Зона фовеального зрения охватывает пространство, расположенное в центре и немного по сторонам от зрительной оси глаза. Расходящийся угол такого зрения составляет в среднем всего один-два процента. Объекты находящиеся за пределами фовеального восприятия видятся нечеткими и размытыми. Они располагаются в зонах периферического зрения.
Компьютерная технология фовеального зрения работает по похожему принципу. Специальное программное обеспечение выстраивает зону интереса. Из таких зон формируется «виртуальный тоннель», последовательно удаляющиеся участки изображения. Эта зона представляет собой небольшой участок изображения, который при движении подвергается тщательному анализу. При этом в высоком разрешении анализируются лишь объекты и особенности дороги, необходимые для движения: дорожное полотно, расположение обочины, дорожных знаков и съездов.
В целом же, благодаря технологии машинного фовеального зрения бортовые системы беспилотного автомобиля анализируют только пять-семь процентов получаемого видеоизображения. При этом в рамках «виртуального тоннеля» анализу подвергаются объекты, расположенные как на близком расстоянии, так и на удалении. Для построения «виртуального тоннеля» используется принцип внутреннего самоподобия, то есть выявления общих признаков, присущих любому типу дороги.
Разработка компьютерной технологии фовеального зрения ведется в рамках совместного с «КамАЗом» проекта по созданию беспилотного грузового автомобиля. Этот проект финансируется Министерством образования и науки России, которое выделило на него около 300 миллионов рублей. Прототип перспективного беспилотного автомобиля «КамАЗ» уже собран. Он успешно прошел полигонные испытания в Татарстане и Московской области.
Оборудование, необходимое для автономного грузовика, установили на КамАЗ-5350 в мае 2015 года. Беспилотная машина получила радиолокационные станции, лидар, видеокамеры, системы связи и бортовую вычислительную систему. Кроме того, специалисты «КамАЗа» собрали и мобильный пункт управления машиной.