Антрополог Кристин Хоукс из Университета Юты совместно со специалистами по математической биологии и компьютерному моделированию показала, что формирование моногамных отношений между мужчинами и женщинами обязано так называемому «эффекту бабушек». Рост продолжительности жизни женщин привел к общему увеличению продолжительности жизни всей популяции первобытных людей. Из-за этого конкуренция за молодых, фертильных женщин усилилась, что привело к возникновению новой стратегии взаимоотношений — охране постоянной партнерши, что в итоге стало основой возникновения длительных парных отношений и брачных союзов. Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Пресс-релиз доступен на сайте университета.
«Эффект бабушек» был обнаружен Хоукс еще в 1997 году во время наблюдений за племенем Хадза в Танзании. Она обратила внимание, что бабушки помогают маленьким детям выкапывать питательные клубни растений и тем самым снимают заботу о пропитании относительно взрослых малышей с плеч их матери. Это позволяет молодым мамам довольно быстро заводить нового ребенка. Хоукс также предположила, что в какой-то момент условия окружающей среды способствовали увеличению продолжительности жизни женщин. Бабушки стали заботиться о внуках, в семьях их потомков стало появляться больше детей, что, в итоге, привело к доминированию генотипа женщин-долгожительниц во всей популяции людей того времени, а затем и увеличению продолжительности жизни мужчин. Результаты компьютерного моделирования в 2014 году подтвердили ее гипотезу.
В новом исследовании группа Хоукс использовала агентное моделирование – метод, позволяющий определять поведение всей системы в целом на основании поведения и взаимодействий множества децентрализованных агентов. Исследователи исходили из следующих предпосылок: при росте популяции и увеличении продолжительности жизни детородный возраст женщин ограничен 40-45 годами, тогда как мужчины могут оставаться способными к воспроизводству и в более преклонном возрасте. В этом случае доля фертильных женщин в популяции должна сокращаться, а количество мужчин увеличиваться, что неизбежно должно усиливать конкуренцию между последними.
Так, согласно моделированию, в группах без «эффекта бабушек» соотношение фертильных мужчин и женщин было 77 к 100, а при появлении в популяции женщин пожилого возраста это соотношение через 30 тысяч лет симуляции достигало 156 к 100. В то же время у шимпанзе и многих других животных количество способных к воспроизводству самок больше, чем самцов.
Высокий уровень конкуренции принудил, по мнению Хоукс, мужчин к постоянной охране своей партнерши, увеличению чувства ревности и соперничества, что негативно сказывалось на всей популяции в целом, так как молодые мужчины предпочитали сторожить своих партнерш от посягательств престарелых «ловеласов», нежели охотиться и обеспечивать выживание общины. В итоге в ходе дальнейшей эволюции конкурентное преимущество получили сообщества, где между мужчинами и женщинами образовывались крепкие романтические связи, позволявшие женщинам хранить верность своим возлюбленным, а мужчинам проявлять долговременную заботу о постоянной партнерше.
Даниил Кузнецов
В первоначальной версии заметки была допущена ошибка. В ней говорилось, что на выживание внуков влияли бабушки со стороны матери. Однако авторы статьи учитывали в компьютерном моделировалии женщин пожилого возраста в принципе, без разделения их на бабушек со стороны отца или со стороны матери. Редакция приносит извинения читателям.