Группа специалистов в области когнитивных исследований из Висконсинского университета в Мадисоне обнаружила новые аргументы в пользу того, что для обозначения фундаментальных свойств и отношений окружающего мира люди могу использовать универсальный (не зависящий от языка) звуковой код. Например, для выражения понятия «верх» люди обычно используют более высокие и громкие звуки, тогда как для «низ» – тихие и низкие. Работа опубликована в журнале Royal Society Open Science.
Ученые предложили 18 студентам поучаствовать в игровом эксперименте. 9 из них должны были за ограниченное время придумать вымышленные слова для обозначения таких базовых свойств и отношений реального мира как «хорошо», «плохо», «верх», «низ», «больше», «меньше», «быстро», «медленно», «близко», «далеко», «мало», «много», «длинный», «короткий», «шероховатый», «гладкий», «привлекательный», «отвратительный».
Затем, они должны были в случайном порядке, определяемом экспериментатором, назвать 12 вымышленных слов (6 пар антонимов) своим партнерам, а те, в свою очередь, догадаться – какое свойство обозначает то или иное слово. При этом три пары загадываемых антонимов из девяти возможных были известны обоим участникам игровой пары, тогда как о трех других отгадывающий не был осведомлен. На поиск ответа у второго игрока было всего 10 секунд. Загадывающему было запрещено использовать какие-либо жесты или мимику, и единственным способом помочь партнеру оставались только различные варианты вокализации или игры интонацией во время произнесения слова.
Выяснилось, что в 82,2 процентах случаев студенты успешно опознавали загаданное слово. Анализ материалов эксперимента показал, что хотя вымышленные слова у всех студентов были различны, тем не менее, почти все они использовали набор универсальных звуковых характеристик, сходных для определенных свойств. Например, понятие «быстро» всегда обозначалось коротким, отрывистым словом с высокими звуками, а «медленно» — протяженным словом с низкими звуками. Для «гладкого» всегда использовалось слово с преобладанием гармоничности, в то время как для «шероховатого» – с противоположной характеристикой – шумом, и т.д. Такие отношения подобия между знаком (словом) и объектом (свойством) на которое оно указывает, называются иконичностью (от др.-греч. eikon – «образ», «копия»). Типичный пример иконического знака – рисунок какого-либо предмета, даже очень схематизированный (например, силуэты мужчины и женщины из кружков и разнонаправленных треугольников).
Всего в универсальный звуковой код в рамках эксперимента входило пять главных характеристик: продолжительность звучания слова, интенсивность, высота звуков, динамика изменения высоты и соотношение гармоничности/шума. В каждой паре антонимов как минимум одна такая характеристика сменялась на противоположную, а 57 процентов слов имели определенный уникальный звуковой паттерн, воспроизводимый всеми испытуемыми.
Повтор эксперимента на большой выборке с прослушиванием аудиозаписей вымышленных слов испытуемыми на вебсайте дал менее впечатляющие результаты отгадывания – всего 35,6 процентов.
Ранее другая группа ученых обнаружила на материале множества языков сходные
, названные эффектом «кики-буба». Исследователи установили, что для обозначения круглых предметов чаще используются гласные заднего ряда (в русском языке это о и у), а для острых – переднего ряда (и).