Группа специалистов по современным медиа из Лондонского городского университета установила, что массовые уличные протесты и активность в социальных сетях связаны более сложным образом, чем предполагалось ранее. В некоторых случаях уличные волнения граждан можно предсказать за один день до их начала по возросшему количеству твитов и постов. В других случаях медиа-активность идет параллельно с нарастанием физического участия в акциях или опосредована арестами и побоями. В третьих между ними вообще не обнаруживается отчетливой связи. Точность прогноза зависит от страны, где происходят волнения и влияния традиционных средств массовой информации. Работа опубликована в Journal of Communication.
Исследователи изучили три кейса: движение «Возмущенных» (Indignados) в Испании (2011); движение Occupy в США (2011) и «Уксусную революцию» в Бразилии (2013). В анализ были включены шесть количественно выраженных переменных: число твитов, постов в Facebook, связанных с акциями протеста; официальные оценки количества протестующих на улицах и в палаточных лагерях; число зарегистрированных арестов и обращений в больницы с травмами.
Для оценки влияния одних переменных на другие использовалась «причинность по Грэнджеру» – статистический метод для установления причинно-следственной связи между двумя временными рядами. Согласно принципу Грэнджера, если паттерн второй временной последовательности, в общем и целом повторяет паттерн первой, но с определенным сдвигом во времени, то можно сказать, что он детерминирован первым рядом, и в будущем предсказать его значения, основываясь на уже известных значениях первого ряда. Таким образом, гипотетически, можно связать, например, число протестующих и предшествующее митингу количество твитов и постов в соцсетях.
В реальности оказалось, что такая связь прослеживается, но далеко не всегда и с разным набором переменных. В целом, основываясь на количестве твитов и постов, в США и Испании можно предсказать протестную активность граждан на следующий день, так как Twitter играл там ключевую роль в локальной координации и логистике протестующих. Однако эта зависимость имела и обратный характер. Так, в Испании увеличение количества постов в Facebook постепенно возрастало до митинга и значительно более резко во время физического участия в акциях протеста. В США наблюдался тот же эффект плюс связь между числом инцидентов с полицией. Чем жестче полицейские разгоняли демонстрантов, тем большее количество постов было на следующий день в соцсетях.
В то же время в Бразилии вообще не было обнаружено никаких взаимосвязей между активностью в социальных медиа и физическим присутствием на акциях протеста. Множество постов и твитов в Бразилии наблюдалось только после волнений, в случае если кто-то из протестующих был ранен или следовали массовые аресты.
Таким образом, данные нового исследования в целом противоречат устоявшемуся мнению о ведущей роли социальных медиа и Интернета в возникновении и поддержке гражданских протестов последнего времени: от «Арабской весны» и до «Уксусной революции». В зависимости от культурного и географического контекста, проникновения Интернета и влияния телерадиовещания зависимость между виртуальной и уличной протестной активностью может быть как прямая, так и обратная. Или ее может не быть вообще. Следовательно, как предиктор она может использоваться только в ограниченном числе случаев.
*Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой в России запрещена.