Коллектив ученых из США и Кореи при помощи сетевого анализа данных изучил взаимное влияние классических западных композиторов друг на друга. Изучив состав почти 100000 изданных компакт-дисков, авторы показали, как эти данные естественным образом кластеризуются по историческим эпохам, а Моцарт и Бах выходят на первое место по «влиятельности». Работа опубликована в EPJ Data Science.
Ученые строили граф взаимоотношений между композиторами, основываясь на базе данных из 96000 CD-дисков с классической музыкой. Композиторы (вершины графа) считались связанными (между ними проводили ребро графа), если они были изданы на одном CD-диске.
Полученный граф обладал высокой степенью кластеризации (0.648), также ученым удалось разбить его на подграфы. Оказалось, что это разбиение хорошо согласуется с периодикой, принятой в истории классической музыки: пяти кластерам соответствовали средневековье — раннее барокко (1А), позднее барокко — классический период (1B), романтизм (2), джаз и бродвейская музыка (3), американские не-джазовые композиторы (4) и современные не-американские композиторы (5).
Для оценки «влиятельности» каждого композитора авторы рассчитывали степень соответствующей вершины (количество ее связи), а также две ее центральности: по собственному собственному вектору и по посреднечеству. Первая определяет «значимость» данной вершины, а вторая — насколько она связывает между собой другие вершины.
Как и следовало ожидать, в каждом из выделенных периодов центральную роль занимали традиционно принятые «ключевые фигуры». Антонио Вивальди и Иоганн Бах в барокко, Вольфганг Моцарт в классический период, Фредерик Шопен, Ференц Лист и Петр Чайковский в романтизме, Джордж Гершвин в джазовый период и так далее.
«Рекордсменами» на все времена оказались Моцарт и Бах: степень их вершин была в 500 и 450 раз больше средней соответственно.
Авторы также показали, что граф развивается преимущественно вокруг «старых» вершин, то есть если следить за выпускам новых CD, то число вершин уже известных композиторов будет расти быстрее, чем у «новичков». Эта ситуация согласуется с аналогичными исследованиями в киноиндустрии, например.
В итоге новая работа демонстрирует отличное согласование с уже известными и принятыми представлениями об истории классической музыки. Этот факт легко объясняется тем, что CD-диски как раз составляются с учетом уже принятых выводов, то есть «модель подтверждает сама себя».
С другой стороны, авторы рассматривают не столько историю классической музыки «в веках», сколько ее эволюцию с массовым появлением дешевых носителей. Это оправдывает выбор методологии, но ставит под сомнение понятие «влиятельности» композитора в отрыве от мнения современных исследователей истории музыки.