Историки искусства в сотрудничестве с физиками обнаружили ранее неизвестные детали написания картины Рембрандта ван Рейна «Сусанна и старцы». При помощи нескольких методов сканирования они показали, как от версии к версии менялись позы главных героев и детали обстановки. Исследование опубликовано в Journal of Analytical Atomic Spectrometry.
Картина «Сусанна и старцы» изображает ветхозаветный сюжет, связанный с первым появлением пророка Даниила. На ней к Сусанне пристают два старца, подглядывавшие за ней, пытаясь склонить ее к прелюбодеянию, шантажируя при этом ложными обвинениями в случае отказа. Следуя оригинальной истории, Сусанна откажет старцам и будет обвинена во встрече с любовником. Лишь появление пророка Даниила спасет женщину от казни: он проведет перекрестный допрос старцев, который вскроет их обман, и обвинения будут сняты.
В исследовании использовались две техники - авторадиография с нейтронной активацией и рентгенофлуоресцентный анализ (РФА). Изображения, полученные при помощи портативного РФА-сканера, сравнили с результатами авторадиографии, проведенной в лабораторных условиях. В результате ученым удалось восстановить химический состав красок и пигментов. Даже если картина частично или полностью была перерисована, новые методы позволили определить, что было изображено на ней раньше.
Данные по распределению свинца и ртути позволили увидеть, что на первых версиях картины руки старца, стоящего ближе к Сусанне, были расположены иначе. Ладонь его правой руки была или открыта, или расположена несколько выше, в то время как левая рука, возможно, касалась тела женщины. Позу Сусанны художник также корректировал. Кроме того, по следовым количествам кобальта, содержащегося в смальте - ярко-синей краске, ученые выяснили, что изначально на фоне картины было видно чистое небо, а здание было значительно ниже.
Авторадиография с нейтронной активацией является самым распространенным инструментом для определения некоторых пигментов - угля, янтаря, медного зеленого и синего, смальты, киновари. Но она «не видит» кальций, железо и свинец. Также это единственный метод для определения фосфора, содержащегося в угле в виде примеси. Обе техники позволяют увидеть отдельные мазки, что помогает разобрать использованную художником технику.
Авторадиография с нейтронной активацией требует лабораторных условий, в которых картина должна находиться на протяжении нескольких недель. Кроме того, только ограниченное количество элементов видны на авторадиограммах - марганец, медь, мышьяк, кобальт, ртуть и фосфор. Однако авторадиография с нейтронной активацией обеспечивает лучшее разрешение изображения и меньше подвержена абсорбции в верхних слоях, что позволяет определять наличие фосфора в нижних.
РФА-сканер способен определить любые элементы, следующие за кремнием в таблице. Этод метод портативен: исследование можно проводить прямо в музее, но он не позволяет качественно разделить сигналы от некоторых элементов. Также РФА анализ на данный момент является самым быстрым методом исследования. Ученые рассчитывают чаще использовать эту технику в будущем, чем авторадиографию. Однако у последней есть существенное преимущество: с ее помощью можно определять элементный состав в разных слоях.
Искусствоведы не в первый раз прибегают к помощи физиков для изучения истории картин. Так, два года назад эта же группа специалистов выяснила,что картина «Портрет пожилого человека» была написана поверх другого портрета.