Хотели исправить косоглазие
Избавились от морщин
О том, что ботулотоксин блокирует высвобождение нейромедиатора ацетилхолина из нервных окончаний, ученые узнали только в середине XX века. Довольно быстро стало понятно, что вещество можно использовать при любых заболеваниях со спазмами поперечно-мышечной мускулатуры, например, при гемифациальном спазме и спастической кривошее, но в первую очередь средство приглянулось офтальмологам. С помощью ботулотоксина они стали лечить косоглазие: токсин вводили в глазодвигательные мышцы. Однако массовой практикой это не стало из-за тяжелых осложнений, которые могут возникнуть при неправильном введении.
Во-первых, ботулотоксин в минимальных дозах нужно вводить локально, в конкретные мышцы, которые нужно расслабить (обычно для инъекций используют самые маленькие иглы). Во-вторых, ботулотоксин ни в коем случае не должен попасть в системный кровоток, иначе пациент может погибнуть от ботулизма. Так в 1793 году назвали неизвестную болезнь, поразившую 13 жителей Германии, съевших кровяную колбасу (от латинского botulus — колбаса, кишка).
Столь высокие риски ограничивали офтальмологов в применении ботулотоксина, который нужно вводить регулярно. Поэтому они вернулись к консервативным методам лечения косоглазия, а в тяжелых случаях прибегают к операциям (впрочем в США и европейских странах к ботулотоксину в офтальмологии иногда прибегают). А вот косметологи смогли по достоинству оценить эффект ботулотоксина, и сегодня с его помощью врачи разглаживают мимические морщины за счет расслабления мимических мышц. Риск промахнуться и попасть в крупный сосуд на лице куда меньше, чем при процедурах на глазах, а мышцы на лице и вовсе видны невооруженным глазом.
Хотели вылечить аденому простаты
Снова вырастили волосы на голове
В 1975 году к руководителю по фундаментальным исследованиям в фармакологической компании Merck & Co Рою Вагелосу попал доклад Джулианны Императо-МакГинли из Корнеллского медицинского колледжа. В нем ученая рассказывала о группе интерсекс-детей с Антильских островов, которые рождались с гениталиями промежуточного типа, но после наступления половой зрелости у них вырастали мужские наружные половые органы. Оказалось, что мутация у этих детей вызывала дефицит фермента 5α-редуктазы и дигидротестостерона, что приводило к аномалиям развития репродуктивной системы. Императо-МакГинли отмечала, что после полового созревания у таких людей наблюдается недоразвитая предстательная железа.
Рой Вагелос заинтересовался тем фактом, что снижение уровня дигидротестостерона приводит к формированию более маленькой простаты. Он попытался создать лекарство, которое могло бы подобным образом влиять на простату пожилых мужчин, страдающих от ее доброкачественной гиперплазии (разрастания). В течение нескольких лет исследователь создал финастерид — ингибитор 5α-редуктазы II типа, который снижал концентрацию дигидротестостерона и угнетал стимулирующее действие тестостерона на развитие опухоли.
Но кроме лечения гиперплазии, для которого его назначают и сейчас, этот же препарат оказался эффективным для замедления андрогенного облысения: исследователи увидели, что у принимавших лекарство меньше выпадали волосы (кстати, еще Императо-МакГинли заметила, что у пациентов с Антильских островов случаи облысения не встречаются). В 1997 году FDA одобрило использование таблеток финастерида от компании Merck & Co для лечения выпадения волос.