Что нового раскопали археологи о восстании египтян против власти Птолемеев
В конце III ― начале II века до нашей эры египтяне восстали против греко-македонских правителей страны. За сопротивлением, которое продержалось около 20 лет, в историографии прочно закрепилось имя «Великое восстание».
Но сведения, которые дошли до нас из ряда письменных источников — включая, кстати, знаменитый Розеттский камень, — отрывочны и не всегда объективны. Для построения достоверной картины нужны материальные следы исторических событий. И вот они нашлись — благодаря раскопкам древнего города Тмуис в дельте Нила. Археологи обнаружили здесь многочисленные свидетельства конфликта времен Великого восстания: следы пожара, оружие и останки погибших.
В последнюю треть IV века до нашей эры Египет вступил с оптимизмом: благодаря походу Александра Македонского закончились тяжелые для египтян периоды персидских нашествий и владычества (525–405 и 342–332 годы до нашей эры). Однако Александр, выказав уважение к египетской культуре и приняв титул фараона, вскоре покинул страну, чтобы довершить разгром державы Ахеменидов. Египтом стали управлять новые администраторы, и жители страны вскоре забыли о том, с каким восторгом они приветствовали своих избавителей.
Например, в псевдоаристотелевом трактате «Экономика» (ученые полагают, что автором его был один из учеников философа) описываются злоупотребления, чинимые греком Клеоменом, которому Александр поручил сбор налогов, поступающих из египетских номов (так греки стали называть египетские сепаты, административные единицы государства на Ниле). Клеомен организовал поборы с номархов за экспорт зерна, а также вымогал средства у жрецов, угрожая закрытием храмов под различными предлогами.
Первые цари из династии Птолемеев, хотя и подчеркивали свое уважение к местным традициям, субсидировали строительство храмов, расширяли сельскохозяйственные территории, боролись с крупными злоупотреблениями и старались не обострять отношения с местной элитой, все же оставались для египтян чужаками. Их активная внешняя политика и длительные войны с другими осколками империи Александра требовали немалых ресурсов. Греки и македонцы стали в Египте привилегированным меньшинством, экономическое положение населения ухудшалось, а национальные чувства, особенно в среде провинциальной знати, были оскорблены поведением чужеземцев.
К середине III века до нашей эры недовольство египтян вылилось в череду мятежей в разных районах Египта. Самое крупное из них, Великое восстание, продолжалось с 206 по 186 год до нашей эры. Сначала оно охватило территории на юге страны, а затем перекинулось и в Нижний Египет.
Началось сопротивление с нападения на строящийся в Эдфу храм бога Хора. О нем сообщает иероглифическая надпись в самом святилище: «Большое дверное крыло и ворота с двойными крыльями храмовых помещений были закончены в 16-м году его величества [Птолемея IV Филопатора, правившего в 222–204 годах до нашей эры]. Затем возникли трудности, потому что невежественные мятежники прервали на юге работы над Престолом богов».
Греческий историк Полибий в труде «Всеобщая история» полагает это событие естественным итогом того, что Птолемей IV для войны против Селевкидского государства вооружил и обучил приемам боя в фаланге около 20 тысяч египтян. «Дело в том, что, вооружив египтян для войны с Антиохом, царь прекрасно распорядился относительно настоящего, но ошибся в будущем. Египтяне возгордились победою при Рафии и вовсе не желали повиноваться властям. Почитая себя достаточно сильными для борьбы, они искали только годного в вожди человека и немного времени спустя нашли такового», — писал он.
В 205 году до нашей эры мятежники захватили Фивы и короновали своего предводителя под именем Хор-ун-нефер (в греческой передаче Хароннофрис).
В текстах птолемеевского госаппарата это восстание пренебрежительно называют «беспорядками». Полибий в своем сочинении также отзывается о нем как о малозначительном эпизоде, называя «войной, в которой, если не считать жестокостей и подлостей с обеих сторон, не произошло ничего замечательного: ни сражения сухопутного или морского, ни осады, ни чего-либо иного подобного».
Однако греки лукавили. О масштабе событий говорит хотя бы то, что Хор-ун-нефер и его преемник Анх-ун-нефер (в греческом прочтении Хаоннофрис или Анмахис; некоторые исследователи полагают, что оба имени принадлежали одному и тому же историческому лицу) заключили военный союз с кушитским правителем (то есть Нубией, независимой страной к югу от Египта) и сохраняли контроль над Фиваидой в течение почти 20 лет. За это время сепаратистские настроения дошли до севера страны и охватили разные слои населения, включая аристократию. Об этом также известно благодаря Полибию, который рассказывает, что последние представители мятежной знати Нижнего Египта, Афинис, Павсира, Хесуф и Иробаст, были убиты греками во время переговоров о капитуляции в Саисе.
В ходе восстания происходили не только ожесточенные бои между отрядами повстанцев и правительственными войсками — обе стороны активно разоряли местные хозяйства, на руинах которых, естественно, начинался передел имущества. Один из папирусов, составленный чиновником налогового ведомства в 186 году до нашей эры, уже после подавления восстания, сообщает: «Со времени восстания Хаоннофриса случилось так, что большинство земледельцев были убиты, а земля высохла, ― пишет составитель отчета. ― Поэтому… некоторые из оставшихся в живых посягнули на земли, граничащие с их собственными, и имеют больше, чем позволено. Их имена неизвестны, так как за эту землю никто не платит в казну налоги».
О том, что происходило во время Великого восстания в Нижнем Египте, можно судить по тексту на Розеттском камне (прочитать о том, как он стал ключом к дешифровке египетской письменности, и попробовать самостоятельно разобраться в иероглифических надписях, можно в нашем материале «Почувствуй себя Шампольоном»). Розеттский камень ― это фрагмент стелы, которая относилась к так называемым Птолемеевским декретам. Такие памятники египетское жречество посвящали царской персоне в честь какого-либо знаменательного события.
В тексте Розеттской стелы, которую установили в 196 году до нашей эры, прославляются деяния 12-летнего Птолемея V Эпифана, в числе которых значится победа над повстанцами в Нижнем Египте: «…и, отправившись в Ликополь в Бусиритском номе, который был занят и укреплен для защиты от осады… увидев, что недовольство уже давно существовало среди собравшихся в нем нечестивых людей, которые совершили большой ущерб храмам и всем жителям Египта, и разбив лагерь против него, он окружил его насыпями, рвами и искусными укреплениями… в короткое время взял город приступом и уничтожил всех нечестивых людей».
Помимо победы над мятежным Ликополем, текст прославляет щедрые подарки храмам, строительство новых святилищ, налоговые послабления (особенно в отношении жречества) и обещание амнистии для тех представителей воинского сословия, которые покинут ряды бунтовщиков. Декрет, принятый жреческим собранием в главном храме Мемфиса и высеченный на Розеттской стеле, установил божественный культ юного правителя. Все это было сделано в то время, когда юг Египта продолжали удерживать за собой повстанцы.
Судя по тексту декрета, Полибий ошибся: в годы Великого восстания были и осады, и штурмы городов. Теперь доказательства тому, что штурмовать грекам пришлось не только Ликополь, ученые обнаружили уже не в письменных источниках, а в ходе раскопок еще одного города в дельте Нила.
Руины древнего города Тмуис (ныне холм Телль-Тимай-эль-Амдид) расположены в восточной части дельты Нила, примерно в 100 километрах от Каира, и занимают площадь около 90 гектаров. Самые ранние упоминания о Тмуисе принадлежат Геродоту (V век до нашей эры), а расцвет города пришелся, по-видимому, на более позднее время.
В 2007 году для исследования Тмуиса был организован археологический проект Tell Timai, а в 2009 году ученые приступили к систематическим раскопкам на холме. Помимо остатков сооружений из сырцового кирпича, здесь были найдены руины храма фараона XXIX династии Псаммута, правившего в 392–391 годах до нашей эры. Это показывает, что Тмуис был тесно связан со столицей того времени ― городом Мендесом, развалины которого лежат всего в 500 метрах к северу.
Археологи, работавшие под руководством Джея Сильверстайна (Jay E. Silverstein) из Ноттингемского университета и Роберта Литтмана (Robert J. Littman) из Гавайского университета в Маноа, нашли в Телль-Тимай следы масштабных разрушений. Это, во-первых, признаки большого пожара ― многочисленные фрагменты древесного угля в грунте, следы копоти на обломках керамических сосудов, рельефных изображений и культовых статуэток. Найдены и возможные свидетельства вандализма: фрагмент гранодиоритовой статуи Арсинои-Исиды (обожествленной царицы Арсинои II) с отбитыми руками и головой, и голова терракотовой статуэтки, изображавшей Птолемея V.
В этом же слое были обнаружены каменные снаряды от баллист (палинтонов) со сколами от ударов, свинцовая пращная пуля и наконечник стрелы. Из этого ученые заключают, что Тмуис подвергся военному нападению.
Найденные в том же археологическом контексте останки непогребенных людей, очевидно погибших насильственной смертью, подтверждают версию о том, что в городе шли бои. Некоторые скелеты сохранились полностью, от других остались лишь разрозненные кости.
Один полный скелет, принадлежащий молодому мужчине, был найден внутри печи для обжига керамики (снаружи оставались только ноги). Исследователи предположили, что либо его тело упало на печь, проломив ее кровлю, либо он сам забрался внутрь неработающей печи в надежде спрятаться. Еще один скелет, сохранившийся на 40 процентов, принадлежит мужчине старше 50 лет. На костях множество следов заживших ранений и переломов.
Стратиграфическое положение всех этих находок, сделанных на разных участках территории раскопок, совпадает. А значит, вооруженное нападение на город, пожар и гибель людей произошли в одно и то же время. Исследовав керамику и монеты из того же слоя, археологи датировали это событие приблизительно 214–175 годами до нашей эры, то есть промежутком времени между концом правления Птолемея IV и первыми годами царствования Птолемея VI.
Никаких иностранных нашествий Египет в этот период не переживал. Следовательно, Тмуис штурмовали «свои» ― и, вероятнее всего, это происходило в годы Великого восстания. Сильверстайн и Литтман не исключают, что такой же участи подвергся и расположенный по соседству Мендес.
Остается неясным, кто нападал на город, а кто защищал его. Люди, останки которых обнаружили археологи, могли быть как греками, убитыми при нападении повстанцев, так и египтянами, которые погибли под ударами воинов из карательной экспедиции Птолемея. Как бы то ни было, находки в Телль-Тимай представляют собой первое археологическое подтверждение жестоких боевых столкновений во время Великого восстания в дельте Нила.