Скажите, и мы поможем вам найти себя
Сегодня наступило первое января 2023 года — или нет? Ответ на этот вопрос зависит от того, где вы находитесь. Выберите день — а мы расскажем, где вы.
Сегодня по календарю чучхе наступило первое января 112 года. Эту систему летоисчисления используют в Северной Корее наряду с отcчетом дат от Рождества Христова.
Указ о введении календаря чучхе в КНДР издали восьмого июля 1997 года, в третью годовщину со дня смерти Ким Ир Сена, основателя северокорейского государства и его фактического руководителя с 1948 по 1994 год. В качестве точки отсчета для этой системы летоисчисления взяли год рождения «вечного президента» — 1912-й. Официально действовать календарь начал спустя два месяца — с девятого сентября, когда в стране отмечается День образования Народного Правительства (он же — День независимости).
Новый год в Северной Корее празднуется дважды: один раз — по григорианскому календарю, второй раз — по лунному (восточному). В этот раз второй праздник наступит в ночь с 22 на 23 января.
Сегодня по исламскому календарю наступил восьмой день месяца Джумада ас-сани 1444 года. Эту систему летоисчисления используют в мусульманском мире для определения дат религиозных праздников. Кроме того, с 1932 по 2016 год этот календарь был официальным в Саудовской Аравии, пока власти королевства не перевели летоисчисление на григорианский календарь, чтобы сэкономить на зарплатах бюджетников.
Летоисчисление по исламскому календарю ведется от Хиджры (с арабского «переселение»), то есть от дня, когда пророк Мухаммед (Мухаммад) и мусульманская община переселились из Мекки в Медину. Это случилось 16 июня 622 года по юлианскому календарю. В отличие от привычных нам календарей, исламский — лунный, то есть он основан на изменениях фаз Луны. Он также состоит из 12 месяцев, которые в свою очередь делятся на 29 или 30 дней. Это связано с тем, что продолжительность синодического (лунного) месяца составляет в среднем 29 суток 12 часов 44 минуты 2,8 секунды (примерно 29,53 средних солнечных суток). Поэтому год в исламском календаре длится 354 или 355 дней. За счет этого за достаточно короткое время месяцы в таком календаре смещаются относительно сезонов.
Исламский новый год в этом году наступит на закате 18 июля и продолжится до наступления темноты 19 июля
Сегодня по календарю, ведущему отсчет от основания Рима, наступил 14-й день до январских календ 2776 года — Ante diem XIV Kalendas Januarius MMDCCLXXVI Ab Ubre Condita. Да, римляне считали дни месяца задом наперед.
Римский календарь прошел несколько стадий эволюции. Согласно традиционным представлениям, самый ранний из них ввел первый царь Рима Ромул. 304-дневный год по календарю Ромула, похоже, был заимствован у греков и состоял из десяти месяцев, каждый из 30 или 31 дня. Часть месяцев называлась в честь богов, например, Martius — в честь Марса, остальные просто обозначались римскими числительными: седьмой — «September», а десятый — «December».
Обычно считается, что 12-месячный год римляне позаимствовали у этрусков во времена правления второго царя Нума Помпилия (715—673/672 годы до нашей эры). Согласно другой точке зрения, с древнейших времен у римлян сосуществовали и десятимесячный, и двенадцатимесячный календари.
К концу I тысячелетия до нашей эры римский год длился 355 дней, поэтому раз в несколько лет великий понтифик (великий жрец) своим решением вводил промежуточный месяц, дабы восполнить разницу с тропическим годом. Этот месяц назывался мерцедоний (Mercedonius) и состоял из 27 или 28 дней. Официально начало нового календарного года стало отсчитываться от первого января во времена Римской республики. Это произошло в 153 году до нашей эры, когда на эту дату с марта перенесли вступление в должность избранных консулов.
Лишь в 46 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь перевел своих подданных на новое летоисчисление — именно оно известно нам под именем юлианского календаря. Традиция вести отсчет лет от основания Рима закрепилась еще позже — при императоре Клавдии в I веке нашей эры.
Сегодня по иранскому календарю наступил 11 Дей 1401 года. Летоисчисление по этой системе в настоящее время ведется в Иране и Афганистане. Как и в исламском календаре, за точку отсчета здесь используют Хиджру (от арабского «переселение»), то есть день, когда пророк Мухаммед (Мухаммад) и мусульманская община переселились из Мекки в Медину. По юлианскому календарю это произошло 16 июня 622 года.
В отличие от исламского календаря, иранский ориентируется не на Луну, а на Солнце. Год у иранцев состоит из 12 месяцев, первые шесть из которых продолжаются 31 день, а следующие пять — 30. Последний месяц в обычном году еще короче, он насчитывает 29 дней, а когда год високосный — он 30-дневный.
Происхождение современного иранского календаря можно проследить до XI века нашей эры, когда группа астрономов при участии Омара Хайяма создала календарь Джалали. Однако за минувшие с того времени столетия в него внесли некоторые изменения. Последний раз календарь изменяли в 1925 году.
Хотя летоисчисление в нем ведется от мусульманской Хиджры, названия месяцев — зороастрийские. Их не стали менять даже после Исламской революции 1979 года. Например, название настоящего месяца Дей происходит от слова «Творец».
Начало года в иранском календаре привязано к астрономическому весеннему равноденствию и отмечается как Навруз
Сегодня в Туркменистане по календарю, действовавшему в 2002–2008 годах, наступило бы первое туркменбаши 2023 года. Дело в том, что после распада Советского Союза в этой стране сохранился григорианский календарь, однако в 2002 году многолетний руководитель Туркменистана Сапармурат Ниязов (1985–2006 годы) решился на реформу. Преобразования, впрочем, были косметическими: само летоисчисление осталось григорианским, лишь месяцы и дни сменили свои названия. Например, январь стали называть по титулу Ниязова (Туркменбаши), сентябрь — в честь названия написанной им книги (Рухнама), апрель — в честь матери руководителя страны (Гурбансолтан-эдже), а декабрь — «месяцем нейтралитета» (Битараплык). Сам Ниязов объяснял реформу необходимостью привязать названия к истории и святыням государства.
Новые названия дней недели оказались чуть менее «оригинальными». Так, понедельник стал «главным днем» (Баш гюн), среда — «благополучным днем» (Хош гюн), а воскресенье — «днем отдыха» (Дынч гюн). Однако продержался календарь Ниязова очень недолго — уже в апреле 2008 года следующий президент Гурбангулы Бердымухамедов (2006–2022 годы) обратился к меджлису (парламенту) с предложением вернуться к классическим названиям, что и реализовали уже с первого июля того же года.
Новый год в Туркменистане встречают первого января.
Сегодня по французскому республиканскому календарю наступило 12 нивоза 231 года. Летоисчисление в этой системе начинается со дня провозглашения Первой Французской республики, то есть с 22 сентября 1792 года. Республиканский календарь ввели декретом, изданным пятого октября 1793 года, чтобы порвать с христианскими традициями. Однако просуществовал такой счет годам недолго: с 24 ноября 1793 по 31 декабря 1805 года, когда его отменил Наполеон I Бонапарт. Этот календарь возвращался во Францию лишь однажды, с марта по май 1871 года, когда ко власти пришла Парижская коммуна.
Как и в григорианском календаре, год в республиканском календаре состоял из 365 или 366 дней. Он делился на 12 месяцев, каждый из которых продолжался 30 дней (или три декады). Оставшиеся пять или шесть дней — так называемые санкюлотиды (что значит «без коротких бархатных брюк») — шли в конце года и были праздничными.
В этом календаре месяцы получили новые названия. Например, первый месяц года вандемьер (22 сентября — 21 октября по григорианскому календарю) своим названием обязан сбору винограда, а нивоз (21 декабря — 19 января) — снегу. Собственные названия получили и санкюлотиды, например, «день Мнений» и «день Наград». По аналогии с тем, что в христианских календарях многие дни посвящались святым, в календаре Французской революции их посвящали животным, растениям, минералам и инструментам. Например, 12 нивоза посвящено глине.
Новый год по французскому республиканскому календарю наступал в полночь того дня, когда по парижскому времени наступало осеннее равноденствие — 22 или 23 сентября по григорианскому календарю.
По еврейскому календарю сегодня наступило восьмое тевета 5783 года. Эту систему летоисчисления сегодня наряду с григорианским календарем официально используют в Израиле. Отсчет дат в ней ведется от сотворения мира, которое по григорианскому календарю произошло седьмого октября 3761 года до нашей эры.
Еврейский календарь устроен достаточно сложно. Год делится на 12 лунных месяцев, состоящих из 29 или 30 дней. Однако по религиозным причинам евреи не могут использовать только лунный календарь, иначе месяцы будут смещаться относительно сезона, а празднование Песаха должно всегда приходиться на весну. Поэтому раз в несколько лет год становится високосным: он длиннее обычного на месяц, чтобы компенсировать разницу с солнечным годом.
Кроме того, количество дней в месяцах хешван и кислев может отличаться на один день от нормы из-за того, что начало нового года не может приходиться на воскресенье, среду и пятницу. По этими причинам год по еврейскому лунно-солнечному календарю может продолжаться от 353 до 385 дней (шесть разных длительностей).
Еврейский новый год (Рош ха-Шана) в 2023 году начнут отмечать вечером 15-го сентября и закончат вечером 17-го сентября.
По системе летоисчисления, действовавшей в Русском государстве в конце XV — конце XVII века, наступило 19 декабря 7530 года. До реформы Петра Алексеевича, указ о которой он издал в конце 1699 года, в России использовался византийский календарь, отсчет дат по которому проводился от сотворения мира — от первого сентября 5509 года до нашей эры (так называемый сентябрьский стиль). Однако царским указом после 31 декабря 7208 года наступило первое января 1700 года, то есть Россия перешла на юлианский календарь, средняя продолжительность года по которому равнялась 365,25 суток. Кроме того, эта реформа подразумевала и перенос празднования начала нового года с первого сентября на первое января.
Петр не решился ввести более точный григорианский календарь, которым католики пользовались с XVI века. Это произошло лишь в 1918 году уже при большевиках, а на память от юлианского летоисчисления нам остался старый Новый год.
До Петра I на Руси существовали и другие разновидности летоисчисления, поскольку так называемый сентябрьский стиль окончательно утвердился лишь при Иване III. Так, по мартовскому стилю новый год начинался с первого марта (подобно римскому обычаю), то есть на полгода позже, чем по сентябрьскому. Существовал также ультрамартовский стиль, когда новый год наступал на полгода раньше. Все это вносило немало неразберихи в хронологию русских летописей. Но и это еще не все. Начало нового года не обязательно должно было приходиться именно на первое марта, а на день близкий к нему, когда происходило первое весеннее полнолуние. Такие стили называют цирка-мартовским или цирка-ультрамартовским (от латинского circa — вокруг).