Рассказываем о лауреатах Шнобелевской премии 2022 года
Минувшей ночью прошла первая XXXII церемония вручения Шнобелевской премии (Ig Nobel Prize), которой удостаиваются исследования, заставляющие «сначала рассмеяться, а после задуматься». В нынешнем году церемония вновь проходила онлайн, а награды победители получили по почте: лауреаты стали обладателями бумажных контейнеров для хранения своих хороших идей и купюры номиналом десять триллионов зимбабвийских долларов. Рассказываем о том, за что в этом году раздавали такие замечательные призы.
Элишка Прохазкова (Eliska Prochazkova) из Лейденского университета вместе с коллегами получила своего Шнобеля за то, что обнаружила неконтролируемый признак влюбленности — синхронизацию сердцебиений.
В своем эксперименте ученые создали условия, имитирующие свидания вслепую. Они пригласили для участия в эксперименте 140 мужчин и женщин от 18 до 38 лет, которые раньше никогда не виделись. Оказалось, что улыбки, смех или пристальный взгляд не были явно связаны с влечением. Напротив, синхронность сердечного ритма и электрическая проводимость кожи выдавала взаимную симпатию, поскольку эти сигналы присутствовали у людей, пожелавших продолжить общение и даже пойти на второе свидание. Результаты своей работы они опубликовали в журнале Nature Human Behaviour.
Премию вручал нобелевский лауреат по экономике за 2007 года Эрик Маскин (Eric Maskin). Он поинтересовался, а что происходит с биоритмами у партнеров, которые уже знакомы друг с другом. Прохазкова ответила, что уже есть и такие исследования: они показывают синхронизацию биоритмов у людей, состоящих в браке.
Лауреатом в этой номинации стал Эрик Мартинес (Eric Martinez) из Массачусетского технологического университета, который вместе с коллегами выяснил, почему обычным людям очень сложно понять юридические тексты.
Они провели корпусный анализ и два эксперимента, в которых участникам предлагалось прочитать один и тот же по смыслу юридический текст, но написанный с разной сложностью изложения (например, с громоздкими и малопонятными оборотами и без них). И выяснили, что причина кроется не в обилии юридических терминов, а в плохом стиле изложения самих текстов. А значит, большинству юридических текстов нужны не специально подготовленные читатели, а редактор.
Премию вручал нобелевский лауреат по физиологии и медицине за 1993 год Ричард Робертс (Richard Roberts), который отметил, что полностью верит в правдивость выводов Мартинеса и его коллег. Ведущий церемонии, указывая на то, что это литературная премия, предложил трем лауреатам сказать свое последнее слово. Среди них оказались: избыточный (superfluous), безвозмездный (gratuitous) и понятный лишь посвященным (esoteric).
Здесь премию получили Солимари Гарсиа-Эрнандеш (Solimary Garcia-Hernandez) и Глауко Машадо (Glauco Machado) из Университета Сан-Паулу за исследование того, как запор у скорпионов влияет на их половые отношения.
В опасной для себя ситуации некоторые скорпионы, подобно ящерицам, отбрасывают конец своего брюшка (это называется автотомия). Так они не только лишаются своего ядовитого оружия, но и части пищеварительного тракта, включая анальное отверстие. Это, в свою очередь, затрудняет дефекацию и приводит к запорам у животных. Исследователи задались вопросом, меняется ли помимо этого двигательная активность у таких животных, выбрав в качестве объекта исследования южноамериканских скорпионов Ananteris balzanii.
Они выяснили, что в краткосрочной перспективе потеря конца (автотомия) никак животным не мешает: например, максимальная скорость их бега сразу после потери не изменилась. Но после их двигательная активность снизилась. А это, отметили исследователи, может снижать шансы самцов без хвоста найти себе партнера. Хотя также добавили, что неминуемая смерть от запора наступает лишь через несколько месяцев, поэтому у них есть достаточно времени, чтобы все-таки найти себе самку.
Премию вручал нобелевский лауреат по физике 1990 года Джером Фридман (Jerome Friedman), который признал, что для него большая честь вручать премию за столь фундаментальную работу и задал лауреатам несколько уточняющих вопросов. Так мы узнали, что на сами ухаживания отсутствие конца брюшка влияет незначительно, а самки после автотомии вполне способны произвести потомство — правда, в немного меньшем количестве.
Лауреатом стала группа Марцина Ясиньского (Marcin Jasiński) из Варшавского медицинского университета. Их исследование показало, что пациенты после некоторых форм химиотерапии страдают от меньшего числа побочных эффектов, если им предлагают полакомиться мороженым.
Дело в том, что при трансплантации гемопоэтических стволовых клеток одним из наиболее частых побочных эффектов выступает поражение слизистых оболочек рта (мукозит). Как правило, для его предотвращения пациентам предлагают подержать во рту кубики льда. Ясиньский с коллегами проверили, насколько хорошо для тех же целей подходит мороженое. И провели эксперимент на выборке из 74 человек: мукозит развился у 28,84 процентов пациентов в испытательной группе и у 59,09 процентов человек в группе без криотерапии.
Премию вручал нобелевский лауреат по химии за 2001 год Барри Шарплесс (Barry Sharpless), который высоко оценил гуманитарную ценность открытия группы Ясиньского. А одна из лауреаток, получая премию, поблагодарила владельца больничного кафетерия, который бесплатно предоставил мороженое для исследования. Сам Ясиньский подчеркнул, что мороженое действительно помогает — и они не шутили, проводя свой эксперимент, а занимались доказательной медициной.
Эту премию получил японский профессор Ген Мацудзаки (Gen Matsuzaki) из Технологического института Тиба, который вместе с коллегами исследовал, сколько пальцев нужно человеку, чтобы эффективно повернуть цилиндрическую дверную ручку того или иного диаметра.
После ряда лабораторных испытаний ученые пришли к выводу, что, чем больше ручка, тем больше пальцев нужно для ее поворота. В общей сложности исследователи привлекли для своих опытов 23 мужчин и девять женщин в возрасте 19–20 лет — их заставляли вращать цилиндры диаметром от 7 до 130 миллиметров. Оказалось, что человек использует два пальца, когда берется за ручку диаметром до десяти миллиметров, а три, когда ее диаметр возрастает до 23–26 миллииметров.
Премию вновь вручал Барри Шарплесс. Лауреат попросил Шарплесса взять себя за нос, а после повернуть его. Шарплесс подчинился — и сделал это двумя пальцами. После этой демонстрации дизайнер сказал, что по его мнению, за выбором числа пальцев для хвата стоят какие-то бессознательные механизмы, поэтому его лично этот вопрос так сильно интересует.
Шнобелевскую премию в номинации «История искусств» получили фармаколог Петер де Смет (Peter de Smet) и антрополог Николас Хеллмут (Nicholas Hellmuth) из Нидерландов — за исследования сцен на керамике древних майя.
Результаты этой работы были опубликованы еще в 1986 году в Journal of Ethnopharmacology. Ученые не только нашли доказательства тому, что майя использовали клизму, но и разобрались, зачем подобные процедуры вообще понадобились этим народам. Они пришли к выводу, что древние индейцы практиковали ректальное введение алкоголя для усиления опьянения и одновременного снижения рисков из-за чрезмерной интоксикации — поскольку это помогает избежать рвоты (что иногда смертельно). Впрочем, майя могли использовать для этого не только алкоголь, но и, например, табак.
Премию лауреатам вручила нобелевский лауреат по экономике Эстер Дюфло (Esther Duflo). Она высоко оценила новаторское исследование, которое, по ее словам, разрушает границы между разными научными областями. Сами лауреаты продемонстрировали аудитории реплики клизм майя и объяснили, как их использовали. В ответ ведущий спросил, а пробовали ли они сами сделать это. Де Смет ответил на вопрос утвердительно, но подчеркнул необходимость соблюдать в этом осторожность — алкоголь должен быть не крепче десяти градусов, «иначе можно тоже угодить в научную литературу».
В этом году в номинации по физике были отмечены сразу две научные работы, которые посвящены изучению вопроса, зачем утята и гусята плавают в определенной формации.
Лауреатами стали Фрэнк Фиш (Frank Fish) за его исследование 1994 года, посвященное энергосбережению у утят, плывущих вслед за мамой-уткой. Вторым лауреатом стал Чжи Мин Юань (Zhi-Ming Yuan) из Университета Стратклайда, который совместно с коллегами из Великобритании и Китая выяснил, что птенцы плывут друг за другом для того, чтобы не испытывать сопротивления от встречных волн. Он также показал, что в строю волны подталкивают утенка, облегчая ему плавание. Ученые полагают, что этими же принципами можно пользоваться при проектировании современных грузовых судов, поскольку это позволит снизить затраты на топливо.
Премию вручал лауреат Нобелевской премии по химии 2008 года Мартин Чалфи (Martin Chalfie), который предложил переименовать ее в честь Роберта Макклоски, написавшего книгу «Дорогу утятам!» Он также предположил, что следующая научная статья этих ученых (наверняка совместная) должна быть посвящена разбору того, почему утята строятся в колонну, когда передвигаются по земле.
Шнобелевскую премию мира получил коллектив исследователей из Великобритании, Венгрии, Канады и Нидерландов во главе с Цзюнь Хуэй У (Junhui Wu) из Института психологии Китайской академии наук за разработку алгоритма, которому следуют сплетники.
Для этого они смоделировали несколько ситуаций, где распространение сплетен было невыгодно никому, взаимовыгодным или же бенефициаром оказывалась лишь одна сторона. Так, выяснилось, что если сплетня полезна для всего сообщества, то она с большей вероятностью правдива. И, соответственно, разрушительные для кооперации сплетни, как правдивые, так и лживые, распускать в большей степени склонны те, кто противопоставляет себя сообществу.
Премию вручала лауреат Нобелевской премии по химии 2018 года Фрэнсис Арнольд (Frances Arnold), которая отметила, что для нее большая честь вручать награду за работу, проливающую свет на решающую роль сплетен в поддержании мира во всем мире. Поскольку сплетни играют важную роль во взаимодействии людей, а исследование авторов позволяет использовать их таким образом, чтобы укреплять сотрудничество.
Премию в номинации «Экономика» получили итальянские исследователи во главе с Алессандро Плукино (Alessandro Pluchino) из Катанийского университета, которые математически объяснили, почему успеха добиваются не самые талантливые люди, а самые удачливые.
В своей работе они отметили, что в западной высококонкурентной среде господствуют убеждения, что успех зависит в первую очередь от личных качеств: таланта, интеллекта, навыков или готовности рисковать. И лишь в некоторой степени люди готовы признать, что может присутствовать доля удачи. Они проанализировали распределение богатств среди населения и пришли к выводу, что самые талантливые люди почти не достигают вершин успеха, уступая более посредственным, но удачливым людям.
Премию вручала Донна Стрикленд (Donna Strickland) — лауреат Нобелевской премии по физике 2018 года, которая в начале церемонии сообщила, что больна ковидом. Она отметила, что добилась успеха в своей карьере, потому что родилась под счастливой звездой, и она рада, что теперь ученые из Италии объяснили это математически. Кроме того, она пошутила, что сегодня ей не повезло и она больна, зато повезло итальянским лауреатам, поскольку она не может быть рядом с ними и заразить их. Ведущий церемонии же подчеркнул, что двое из трех лауреатов удостаиваются шнобелевской награды во второй раз.
Последним лауреатом 2022 года стал шведский инженер Магнус Генс (Magnus Gens) за разработку манекена лося для краш-тестов — этому была посвящена его магистерская диссертация в 2001 году. Манекен был сконструирован после тщательных исследований и после принял участие в ряде экспериментов.
Проблема столкновения автомобилей с лосями очень актуальна для Скандинавии, где живет большая популяция этих диких животных и нередки аварии со смертельными исходами. Манекен Магнуса Генса был сделан из резины и стальных деталей: полученная конструкция выдержала множество краш-тестов, в которых принимали участие два автомобиля Saab и один старый Volvo.
Премию также вручал Мартин Чалфри. После небольшого рассказа об опасности встречи автомобилистов и лосей, лауреат показал аудитории дорожный знак с изображением лося. Его подарили инженеру, когда он работал над своим проектом в Шведском институте безопасности дорожного движения.