Как мы воспринимаем окружающие нас цвета
Цвет может влиять на самочувствие человека и даже на то, как он принимает решения. Все происходит бессознательно — перемены в физическом или эмоциональном состоянии едва заметны. Этим пользуются не только маркетологи, но и урбанисты, создающие городскую среду. Вместе с культурологом и директором Лаборатории цвета СмолГУ Юлией Грибер, рассказываем, как цвет влияет на восприятие пространства города, и показываем различные цветовые решения с помощью камеры PowerShot G7 X Mark II от Canon.
В лондонском Гринвиче, промышленном районе-полуострове с дебаркадерами, доками и растущими из земли трубами, в марте 2021 года появилась инсталляция «Сотни и тысячи» художницы Лиз Вест. Вдоль пешеходной зоны парка Tide протянулись пестрые ленты стекол ярких и чистых цветов. Если смотреть сквозь них, унылые пейзажи района, который с 2016 года стараются превратить в живое и жилое пространство, выглядят как минимум забавно.
Другая работа Лиз — тоже 2021 года и тоже в Лондоне — находится в деловом квартале Кэнэри-Уорф и называется «Гимн Большому Колесу». Это два вписанных друг в друга восьмиугольника из полупрозрачных цветных стекол. По мере движения солнца они отбрасывают цветные тени на здания, скамейки, деревья и архитектурные формы. Если оказаться внутри инсталляции и смотреть сквозь нее — все вокруг окрашивается в синий, зеленый, фиолетовый и красный цвета.
Оба проекта художницу, которая исследует использование цвета в интересах жителей и локальных сообществ, пригласили сделать местные урбанисты.
По словам Юлии Грибер, цвет может использоваться, чтобы коренным образом изменить или улучшить имидж района или целого города, привлечь туда новых жителей с более высоким уровнем дохода. «Определенный район или город перекрашивают в необычные для этого места цвета, и это даже способно запустить джентрификацию — процесс ревитализации и стремительного преобразования территории», — отмечает она.
Этим довольно успешно воспользовались, например, в албанской Тиране, где возвращать жителей в постепенно пустеющий город решили с помощью покраски типовых многоэтажек — «коммунистического наследия» — в яркие цвета. Стены почти всех домов в Гуаякиле, портовом и первом по численности городе Эквадора, были выкрашены в оттенки розового, охристого и синего, чтобы привлечь туристов и снизить уровень преступности.
Попадая в среду с определенными хроматическими характеристиками, человек испытывает множество осознаваемых и неосознаваемых реакций. Скорее всего, он сможет рассказать об осознаваемых реакциях: ощущении в пространстве и возможных причинах тех или иных впечатлений. Неосознаваемые реакции, в свою очередь, не поддаются контролю, но могут фиксироваться на уровне ощущений. «Цвет влияет на самые разные модальности нашего восприятия, — отмечает Юлия Грибер. — Он способен изменить частоту и амплитуду саккад (движения зрачков глаз), моторику и постуральную устойчивость (способность удерживать баланс), восприятие времени, вкуса еды и напитков, ощущение запахов».
Считается, что эмоциональное восприятие цвета у человека обусловлено двумя факторами.
Первый — эволюционный, общий для всех людей — опирается на свойство универсальных объектов (кровь — красная, небо — синее). Ученые полагают, что такое восприятие цвета обусловлено его ролью в природе: так, темно-синий цвет связан с пассивностью, потому что человек в сумерках готовился ко сну, а желтый и красный пробуждают активность, так как это цвета рассвета.
Второй фактор — культурный. Как пишет Мишель Пастуро в книге «Синий. История цвета», «проблемы цвета отнюдь не сводятся к проблемам биологического или нейробиологического свойства. Во многом это проблемы социальные и идеологические».
Культурные факторы влияют на наше эмоциональное восприятие во многих случаях гораздо больше, чем те, что с культурой не связаны, подтверждает Грибер. По ее словам, у цвета существуют эмоциональные значения, которые люди разных национальностей понимают без перевода. «Точно так же мы узнаем эмоции по выражению лица, по мелодии музыки и тембру голоса. Это универсалии, которые удивительно точно повторяются в разных странах», — отмечает она.
При этом эмоциональные значения, связанные с цветами, в разных культурах могут отличаться. Чем выше удаленность стран друг от друга и чем заметнее разница в устройстве языка, тем менее похожими друг на друга будут ассоциации цветов и эмоций.
Мнение о других людях, окружении или продукте человек составляет в течение первых 90 секунд после контакта. И значительную роль в том, какой будет итоговая оценка, играют именно цвета. Они определяют воспринимаемые качества объекта, который в зависимости от цвета может казаться легким или тяжелым, холодным или горячим, расположенным в непосредственной близости или удаленным от наблюдателя.
От цвета, в который окрашено то или иное пространство, также может зависеть ощущение времени. Слушатели выступления в синем зале могут считать его длинным и утомительным, но точно такое же выступление в красном зале другой группе зрителей покажется более захватывающим (об этом в книге «Психология города. Как быть счастливым в мегаполисе» пишет член Королевской коллегии психиатров Пол Кидуэлл). Вместе с тем длительное пребывание в пространстве, окрашенном в красный цвет, повышает артериальное давление, может стимулировать агрессивность и чувство возбуждения. Поэтому на киносеансе в красном зале меньше вероятность уснуть, даже при выключенном свете, и ниже риск заскучать — возможно, фильм не будет казаться затянутым.
При этом важно понимать, что цвет — это не только тон (красный, оранжевый, желтый). У него есть другие характеристики, которые влияют на наше восприятие: прежде всего насыщенность (степень отличия хроматического цвета от такого же по светлоте ахроматического) и светлота (степень близости цвета к белому). В последнее время список значительно расширяется. К характеристикам все чаще добавляют такие качества окрашенных поверхностей, как блеск, прозрачность, матовость, глянец. По данным последних исследований, они тоже способны заметно изменить восприятие цвета.
Когда мы говорим о цвете, важно помнить о том, что он всегда связан с материалом. «Каждый оттенок, который мы видим в пространстве вокруг нас, “привязан” к определенному предмету и воспринимается вместе с ним как единое целое, — объясняет Юлия Грибер. — Поэтому один и тот же цвет в разных ситуациях и на разной площади (например, красный цвет небольшой надписи, красный цвет стены или красный цвет многоэтажного дома) вызывает совершенно разные реакции. Они будут различаться у представителей разных культур, носителей разных языков, людей с разными социально-демографическими характеристиками (мужчин и женщин, людей разного возраста, представителей разных профессий».
Цвет в городской среде организует пространство, оказывая влияние на индивидуальную и социальную жизнь населяющих его людей. Сложность исследования воздействия цвета на горожан обусловлена тем, что в городском пространстве мы крайне редко оказываемся в условиях «стерильного» воздействия какого-то одного цвета. Человек постоянно находится в условиях сложной цветовой среды (цветового поля), которая при перемещении и даже попросту изменении направления взгляда меняется, как в калейдоскопе.
Во многом выбор доминирующего городского цвета зависит от климатических условий. Так, например, в городах, расположенных в регионах с жарким климатом, преобладают светлые здания — просто по той причине, что они меньше нагреваются.
Не стоит недооценивать практическую важность такого подхода. Ученые работают над созданием сверхбелой краски, которая охлаждает поверхность под воздействием солнечных лучей. Постепенно они приближаются к цели, пробуя различный химический состав краски — и теперь даже под прямыми солнечными лучами она остается холоднее окружающего воздуха.
В мегаполисах белый — цвет свежести и ясности, поэтому его используют в пространствах, где нужна концентрация и собранность. Неслучайно один из деловых центров города, Белая площадь, которую называют кусочком Нью-Йорка в Москве, почти вся выполнена в оттенках белого.
Для Москвы, как и для большинства городов, расположенных в регионах с менее благоприятным климатом, цветовая гамма в первую очередь определяется практичностью (погодными условиями, доступностью и устойчивостью материалов) — часто это оттенки серого, коричневого, бежевого. Еще один доминирующий в Москве цвет зданий — светло-желтый. После пожара 1812 года город застраивался зданиями в стиле ампир, и почти все они выкрашены в оттенки желтого — считается, что в этот период это был самый дешевый краситель.
Бытует мнение, что популярные в городе цвета в оттенках серого, коричневого и бежевого усиливают скуку и чувство разочарования. «Яркий цвет оправдан в городском пространстве далеко не всегда, — возражает Грибер. — В северных городах его действительно достаточно давно и успешно используют, правда, делают это с особой осторожностью, как, например, в малых городах Норвегии. Но в большинстве случаев обилие ярких красок — это своего рода крик города о помощи, а нейтральные серый, бежевый, коричневый — традиционные, привычные для городской колористики цвета, которые хорошо влияют на самочувствие горожан».
По словам Грибер, из тысяч различных серых и коричневых оттенков очень важно выбрать правильные серый и правильный коричневый. «Продумать колористику так, чтобы в ней не было гомогенных и агрессивных визуальных полей (это понятия видеоэкологии, предложенные Василием Филиным), — объясняет она. — Чтобы оттенки были согласованы друг с другом и гармонично сочетались с цветами природы, характерными для конкретного города (цветом неба, воды, земли, растений, специфичных для каждого города, — в последних исследованиях их все чаще называют “цветовой родиной”; еще один термин с подобным значением — “география цвета”)».
Самый простой способ разнообразить цветовое поле городского пространства — это озеленение. Зеленый цвет вызывает спокойствие, прилив энергии и бодрости. Кроме того, доказано, что зеленый, даже если это просто цвет стен, стимулирует визуальное творчество, но не влияет на вербальное. Согласно исследованию Рейчел Каплан, посвященному благоприятному влиянию природы на состояние человека, «зеленый имеет природное происхождение, и творческий стимул возникает в результате прилива жизненной энергии и повышения концентрации [человека]».
В Москве в частности и в России в целом редко встречается сочетание ярких цветов — чаще в виде отдельных граффити или в арт-кластерах, которые в большинстве своем являются элементом джентрификации. Яркие цвета и их сочетания у москвичей нередко ассоциируются именно с творческими пространствами.
В России удачные примеры использования колористики можно найти в общественных пространствах и учреждениях, прежде всего медицинских, лечебных, образовательных.
Например, в Смоленске это геронтологический центр «Вишенки», для которого при поддержке Фонда президентских грантов студенты Смоленского государственного университета, опираясь на знания о влиянии цвета на человека и успешный опыт других стран, разработали проекты цветового оформления отделения милосердия (предложили проекты палат, коридоров, поста медсестры). Или одно из самых известных разноцветных зданий в Москве — медицинский центр Димы Рогачева, пестрый и яркий, чтобы не было так страшно тем, кто вынужден туда приходить.
Каждый год Pantone объявляет цвет года, выбирая его в том числе и с опорой на то, какие ассоциации и психологические реакции он вызывает. В 2020 году «классический синий» выбрали, потому что он «несет в себе успокаивающее присутствие, внушает спокойствие, уверенность и чувство сопричастности. Этот прочный и надежный оттенок передает ощущение уверенности и постоянства». Карен Халлер в книге «Маленькая книга цвета» пишет: «Синий — цвет, относящийся к мышлению. Интересно, что более темный, насыщенный способствует сосредоточению внимания и концентрации, а светлый синий в зависимости от хроматической интенсивности может умиротворять и успокаивать разум».
Цвета 2021 года — серый и желтый. «Ultimate Grey — это цвет гальки на пляже, вид которой говорит о способности выдержать испытание временем, поощряя хладнокровие и стойкость. Его сочетание с желтым (Illuminating), связанным с новаторством, интуицией, уважением к мудрости, опыту и интеллекту, вдохновляет на возрождение, подталкивая нас к новым способам мышления и концепциям», — считают эксперты. Желтый — этот цвет-стимулятор умственного развития, он налаживает контакт между симпатической и парасимпатической системами.
Большинство подобных обобщенных описаний, как и многие из тех, что можно найти в интернете, — ничем не подкрепленные утверждения современной популярной психологии, которые кочуют с одного сайта на другой и никак не связаны хоть с какими-то эмпирическими данными, считает Юлия Грибер. По ее словам, такие утверждения — типичный продукт современной культуры и яркий пример концептуальной инженерии.
«Это как раз тот случай, когда цветовой концепт (образ, связанная с цветом идея) создается намеренно, чтобы затем вызывать у потенциального потребителя (того, кто эту идею воспринимает) нужные эмоции, — говорит она. — Каждый год Pantone представляет новый результат концептуальной инженерии, а потом последовательно и обдуманно внедряет и продвигает этот цветовой образ. Заставляет потенциальных потребителей его полюбить. Есть стратегии, которые помогают не только заставить полюбить цвет, но и разлюбить. Ведь важно не только создать модный цветовой концепт, чтобы с его помощью манипулировать впечатлением потенциальных потребителей, но и потом вовремя “убить” его, чтобы со временем заменить новым».
Юлия Григорьян