Как мы боимся — и почему иногда делаем это зря
Страх присущ не только людям, но и всем млекопитающим. В книге «Эмоции людей и животных» Чарльз Дарвин отмечал, что эмоция страха проявляется схоже у всех близкородственных видов. Однако, в отличие от приматов, люди боятся не только реальных, но и воображаемых угроз. В совместном материале с Альфа-Банком рассказываем, как эволюционировал человеческий страх и что с ним теперь делать.
Все люди пугаются одинаково: вскидывают брови, широко распахивают глаза и открывают рот. На долю секунды человек замирает, не в силах контролировать себя. То же поведение можно наблюдать в изолированных сообществах, где у людей не было контактов с остальным миром, а значит и возможности выучить проявление эмоций. У взрослых дети перенимают социальные эмоции, такие как стыд, зависть или обида — страх же присущ человеку практически с рождения. И его истоки лежат очень глубоко в корнях эволюционного древа жизни.
Живые существа, начиная с простейших одноклеточных, обладают способностью распознавать и реагировать на стимулы. Для выживания минимально необходимо правильно реагировать на две вещи: пищу и опасность. Бактерии, например, обладают хемотаксисом — могут распознавать, в каком направлении находятся питательные вещества, и двигаться к ним, или наоборот — отдаляться от опасных химических соединений.
Многоклеточные формы жизни приобрели отдельные системы органов под каждую функцию. Вместо простых реакций, идущих в рамках одной клетки, они обладают системами передачи сигналов между клетками. Таким образом, если движение Helicobacter pilori в пространстве обеспечивают 4-6 жгутиков, то человеку требуется участие порядка 200 мышц.
Принятие решений у высших млекопитающих также далеко не столь тривиально, как у более простых организмов. Человек обладает как рефлекторной системой, заточенной на простые инстинктивные реакции — отдернуть руку от огня или закрыть глаза при громком звуке, — так и высшими психическими функциями, то есть способностью запоминать и анализировать последствия действий, чтобы менять стратегию поведения.
За время своей эволюции человеческий вид сталкивался со множеством хищников и неприятностей, а страх всегда был важнейшим инструментом его выживания. Особь, которая испугалась ядовитой змеи, замерла — и благодаря этому выжила, затем передала своему потомству гены, ответственные за страх. Менее удачливый сородич, спровоцировавший змею на укус, уже не смог оставить потомков и передать ген бесстрашия дальше.
В современных городах нам, как правило, не угрожают опасности, которые держали в страхе наших предков. Однако память о них передается из поколения в поколение, и организм продолжает реагировать на знакомые стимулы. Доставшиеся человеку из прошлого страхи называются врожденными.
Так, существует мнение, что страх змей является врожденным для всех приматов. Поэтому, когда человек идет по лесу и боковым зрением видит корягу, похожую на змею, он пугается инстинктивно. Более молодая, с точки зрения эволюции, часть мозга проанализирует, коряга это или все-таки змея, немного позже.
Другие врожденные страхи — страх падения и темноты. Первый достался нам от предков, лазающих по деревьям, а боязнь темноты вызвана не самим отсутствием света, а возможной угрозой, которая может скрываться в тени. Когда-то приматы разделились на ночных и дневных, от которых и произошел современный человек. Наши предки прекрасно чувствовали себя при свете дня, а в темноте главенствовали ночные хищники и чувство тревоги было уместно.
Источники страха, какими бы они ни были, приводят к схожим нейрофизиологическим и гормональным ответам.
«Наиболее известная структура, связанная с поведенческими проявлениями страха, а также с активацией чувства страха — миндалевидное тело. Это группа ядер, „спрятавшаяся“ под височной корой», — рассказывает Варвара Николаева, выпускница кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ.
Миндалевидное тело заставляет нас замирать, «цепенеть» от страха. Кроме того, оно может быть связано и с активными проявлениями страха — допустим, когда субъект встречает что-то страшное и убегает. Поведение испуганных существ регулируется и другими структурами — гиппокампом, гипоталамусом, центральным серым веществом среднего мозга. Однако, по словам Николаевой, обычно именно миндалевидное тело рассматривается как главный «кукловод», заставляющий нас действовать испуганно.
Миндалевидное тело также связано с субъективным чувством страха: например, пациенты с редкой генетической болезнью Урбаха-Вита, у которых повреждено с обеих сторон миндалевидное тело, не боятся ни пауков, ни змей, ни страшных фильмов, ни домов с привидениями. Тем не менее, отмечает Николаева, возможно вести себя робко и испуганно, не испытывая субъективного ощущения страха. Миндалевидное тело в первую очередь связано с контурами оборонительного поведения, за сознательное чувство страха во многом отвечают другие структуры.
Кроме того, миндалевидное тело связано и с другими функциями — пищевым, половым поведением и даже системными функциями. «Можно предположить, что реакции страха не появляются сами по себе, а являются частью системной работы мозга, результатом взаимодействия контуров разных эмоций», — говорит Николаева.
Сталкиваясь с чем-то страшным, зачастую мы проявляем физиологические реакции, которые запускаются всплесками гормонов. Иначе говоря, существенное влияние на организм имеет не только нейрофизиологический, но и гормональный ответ. По словам Николаевой, именно он приводит к долгосрочным (хоть и более медленным) реакциям организма.
Основные гормоны, связанные с реакциями страха — глюкокортикоиды (кортизол), катехоламины (адреналин, норадреналин). Кортизол также иногда называют гормоном стресса, спектр его функций достаточно широкий: влияние на уровень сахара, уровень воспаления и на другие показатели организма. Катехоламины отвечают в первую очередь за повышение частоты сердечных сокращений и давления.
Конечно, гормональная и нервная система при реакции на страх не действуют индивидуально, а работают «сообща». Гормональный ответ тесно связан с работой автономной нервной системы и гипоталамусом. Работа нервных структур, связанных со страхом, в свою очередь, контролируется выделяемыми «страшными» гормонами — они воздействуют на рецепторы мозга, в частности, на миндалевидное тело. Ответ организма приводит к тому, что мы начинаем бояться по-другому — например, реагируем на новые стимулы и быстрее обучаемся испытывать реакцию испуга. Иначе говоря, страх приводит к комплексным физиологическим реакциям организма, в том числе не очень приятным — например, усилению новых страхов.
Зачастую страх, с которым мы сталкиваемся в жизни, не является врожденным, а связан с обучением и контролируется высшими корковыми структурами. Таким образом, можно предположить, что сознание способно влиять на формирование и проявление страха.
Это объясняет, почему сегодня человек боится не представляющих настоящую угрозу, а вполне безобидных вещей. Страхи, которыми мы не располагаем с рождения, а обрастаем в течение жизни, называются приобретенными. Откуда они берутся, если раздражитель не несет никакой очевидной угрозы? Почему мы боимся знакомиться с другими людьми или испытываем тревогу при виде клоуна?
В лабораторных условиях исследователи показали, что страх можно привить как павловский условный рефлекс. Изначально нейтральный стимул, предмет или звук, сопровождается негативным подкреплением: громким звуком или коротким электрическим ударом. Эксперименты, проведенные на разнообразных видах — от улиток до человека — продемонстрировали, что в таком случае стимул из нейтрального переходит в пугающий.
Кроме того, поскольку человек — социальный вид, часть страхов прививается нам окружающими людьми, то есть обществом. В этом случае работает установка, знакомая еще нашим первобытным предкам: если все чего-то боятся, то и мне стоит бояться тоже. Это помогало выживать людям времен племенного строя, но сейчас служит источником иррациональных страхов.
Человек, получивший негативный опыт публичного выступления или знакомства с девушкой может не осознавать своих чувств. Однако уже в следующий раз организм будет реагировать так, будто перед человеком находятся пауки и змеи, а не люди, которые не представляют прямой и очевидной угрозы. Древний механизм старается защитить нас, но попутно может повредить качеству жизни.
Для лечения посттравматического синдрома, тревожности и фобий психиатры применяют методику «встречи со своим страхом». Если человек боится пауков, то терапевтические сеансы буду предполагать встречу с источником страха в одном помещении, а впоследствии даже контакт с ним. Когда восстановить стрессовую ситуацию не представляется возможным, используется воображение. Показано, что для уменьшения неврологических и физиологических реакций, связанных со страхом, воссоздание стрессовой ситуации у себя в голове так же эффективно, как и ее воспроизведение в реальности.
Чувство страха, вызванное мнимой угрозой, — это попытка предсказать будущее. Иначе говоря, представить, как будут развиваться события, не обладая при этом всей информацией. Бывает, что перед лицом неизвестности и неопределенности человек испытывает тревогу. Это может означать, что он страдает «непереносимостью неопределенности».
В таких случаях разумный подход к мнимым угрозам, среди прочего, опирается на информированность и размышления о вероятности худшего исхода. Например, страдающим аэрофобией полезно вспомнить, что авиакатастрофы происходят гораздо реже автомобильных аварий, а система безопасности и меры предосторожности уменьшают шансы пострадать. На миллион вылетов приходится одна катастрофа, и шансы пассажира оказаться ее участником стремятся к нулю.
То же самое касается решений, от которых, как кажется, в нашей жизни зависит если не все, то очень многое. Одно из таких сложных и важных решений — это приобретение жилья в ипотеку. Чтобы справиться со страхами, которые мешают решиться на покупку квартиры, необходимо рассмотреть варианты развития событий:
Страх не разобраться в документах
Взятие ипотеки откладывают, опасаясь допустить ошибку при оформлении договора и документов (выбрать не ту страховку, что-то упустить в графике платежей) и подписаться на неудобные для себя условия. Это может быть связано с тем, что человек не обладает полной картиной и не представляет последствий своего решения. Но сегодня оформление ипотеки — максимально прозрачный процесс. Все договоры в банке стандартные, с ними можно ознакомиться заранее и получить консультацию в банке. А самое главное — на график платежей можно влиять и менять в свою же пользу, выбирая, например, досрочное погашение. Страх быть привязанным к одному месту
Страх быть привязанным к одному месту
Может показаться, что ипотека определяет место жительства на долгие годы вперед. Сегодня облик городов меняется стремительно, а свобода перемещения ценится как никогда высоко. На самом деле ипотека не привязывает вас к одному месту: любую ипотечную квартиру можно как купить, так и продать. Страх купить квартиру, которая уже находится в ипотеке
Страх купить квартиру, которая уже находится в ипотеке
Представим, что в поисках нового жилья вы находите квартиру, которая идеально вам подходит. Единственное но — оказывается, что она уже находится в залоге. Перед вами стоит выбор: отказаться от привлекательного варианта или, если квартира действительно того стоит, заняться бумагами и разобраться в истории платежей. Если такая ситуация кажется вам маловероятной, то очень зря — согласно «Обзору рынков жилья, жилищного строительства и ипотеки», подготовленному Дом.рф, сегодня каждая вторая квартира в России покупается в ипотеку.
Не стоит ограничивать себя в выборе, даже если вам становится не по себе от одной мысли о документах. А для тех, кто всеми правдами и неправдами хочет избежать лишней головной боли, Альфа-Банк готов взять все хлопоты на себя и предлагает опцию «Выкуп из-под залога». Это новый продукт, который позволяет приобрести любую квартиру или таунхаус, находящийся в залоге у другого банка в связи с ипотекой. Страх остаться без средств к существованию
Страх остаться без средств к существованию
Сумма ипотечного кредита может пугать. Но если с помощью калькулятора платежей рассчитать ежемесячные выплаты за ипотеку и пересчитать их, скажем, в количество кружек кофе из любимой кофейни, суммы уже не будут казаться такими большими. Условия позволяют выбрать более длительный срок погашения. Таким образом, можно уменьшить размер регулярного платежа, без заметного ущерба для месячного бюджета жить в собственной квартире и платить так же, как за съемную. Для спокойного будущего лучше исходить из того, чтобы ежемесячный платеж не превышал 30 процентов заработка. Помните, что собственник может управлять ипотечным кредитом: например, рефинансировать его и получить более выгодные условия и дополнительные деньги на ремонт. Страх не быть собственником
Страх не быть собственником
Бытует убеждение, что ипотечная квартира принадлежит банку и ей нельзя распоряжаться — ни продать, ни подарить. Это не так: квартира, взятая в ипотеку, находится в залоге у банка до погашения кредита, но все время остается в собственности жильцов. Они вправе распоряжаться ей по своему желанию, даже сдавать в аренду (если в договоре не указано иное). Страх не выплатить кредит
Страх не выплатить кредит
В долгосрочной перспективе есть вероятность потерять часть ежемесячного дохода. Хорошая новость заключается в том, что квартиру с ипотекой всегда можно продать, а учитывая, что на российском рынке недвижимости цены за квадратный метр только растут, вы не останетесь в минусе, а скорее приумножите капитал. Кстати, с банком тоже можно договориться. Например, воспользоваться опцией «Кредитные каникулы»: она дает отсрочку платежей на короткий срок, а если трудности затянутся, кредит можно рефинансировать и уменьшить размер платежей. В Альфа-Банке каникулы работают для любой суммы ипотечного кредита.
Если вы испытываете тревогу или боитесь чего-то, что не несет реальной опасности вашей жизни, для вас существует простой совет: подышите, расслабьте мышцы и сконцентрируйтесь на реальном мире. Так вы почувствуете, что на самом деле вам ничего не угрожает. Взгляните иррациональному страху в лицо — и рациональная часть мозга осознает, что бояться нечего.
Страх достался нам в наследство от предков как инструмент для защиты от смертельных опасностей. Однако сегодня древние эволюционные механизмы могут действовать против нас, лишая возможностей. Победить иррациональный страх, зачастую связанный с боязнью неопределенности, можно.
Сперва попробуйте поставить под сомнение собственные опасения. Затем составьте пошаговый план и подробнее изучите, с чем вам предстоит столкнуться. Все это поможет избавиться от страха и принять правильное решение.
Ульяна Сафьянникова