Электричество вместо бензина
Владельцы бензиновых автомобилей следят за качеством топлива и заправляются только на определенных заправках, по возможности объезжая стороной конкурентов и безымянные станции. С электричеством таких проблем нет — оно везде одинаковое. А вот зарядные станции на пути могут встретиться разные: медленные, быстрые (или ускоренные) и ультрабыстрые.
Скорость зарядки электромобиля зависит от электрической сети и разновидности тока. Любой электрокар можно зарядить даже от обыкновенной домашней розетки (однофазной электросети) с переменным током и максимальным напряжением 220В. При этом скорость зарядки будет меньше, чем на более официальных заправках. На зарядку аккумулятора до 100 процентов в домашних условиях может потребоваться до 15 часов.
Зарядить аккумулятор электромобиля быстрее позволяют официальные электрозаправки, которые используют трехфазную электрическую сеть с переменными или постоянным током и напряжением 380В. Встречается несколько разновидностей зарядных станций:
- Ультрабыстрая зарядка (Mode 4 по европейской классификации) обладает мощностью 43-50 кВт и «заправляет» автомобиль на 80 процентов всего за 20 минут. Еще 20 процентов заряжаются в обычном режиме — это нужно для продления срока службы аккумулятора.
- Быстрые устройства (Mode 3 по европейской классификации) мощностью 7 и 22 кВт — в зависимости от типа электросети — полностью заряжают АКБ в течение 1-5 часов.
- Медленные зарядки (Mode 2 или Mode 1 по европейской классификации) мощностью до 3,5 кВт справляются с той же задачей задачей за 6-12 часов.
При выборе зарядной станции владельцу электрокара необходимо также ориентироваться на разъем, установленный производителем автомобиля. Ультрабыстрые CHAdeMO и CCS работают на постоянном токе, а вот Type 2 — на переменном.
Наиболее быстрый способ зарядить электрокар — воспользоваться станцией на постоянном токе. В таком случае аккумулятор будет заряжен до 80 процентов за 20-40 минут при мощности в 50 кВт. Самый распространенный тип разъема в России — Type 2. Порт универсален и подходит для медленных, быстрых и ультрабыстрых (при подключении к трехфазной электрической сети и с ограничением мощности в 43,5 кВт) зарядок. Таким образом, медленными способами зарядки лучше пользоваться, находясь дома или оставляя машину на несколько часов, а быстрыми — во время коротких остановок.
Считается, что на емкость батарей и, соответственно, потребность в электрозаправках влияет погода: во время жары и сильных морозов аккумулятор заряжается неравномерно, что чревато риском короткого замыкания и сокращением запаса хода. Первые электрокары действительно были зависимы от погоды, но современные производители помещают аккумулятор в собственный климат. В зависимости от внешней среды, а также состояния АКБ — например, «заряжается» или «не используется» — система, которая отслеживает внутреннюю температуру, нагревает или охлаждает аккумулятор. Таким образом, влияние погоды на запас хода минимально.
Инфраструктура и планирование
На данный момент в России насчитывается порядка 150 станций для зарядки электромобилей. При этом только для Центрального федерального округа их нужно более тысячи. Распределены они неравномерно: основная масса сконцентрирована в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких других крупных региональных центрах.
Для планирования маршрута владельцы электрокаров пользуются специальными сайтами и приложениями. Так, например, станции зарядки появляются на карте Plugshare. Это мобильное приложение не только показывает станции на пути, но и позволяет рассчитать уровень заряда для конкретного электромобиля. Это помогает спокойно планировать даже далекое путешествие.
В Министерстве экономики уже работают над новой программой по развитию электротранспорта в России, сообщает Коммерсант. По оценке ведомства, до 2024 года в стране потребуется создать 20 тысяч зарядных станций: в населенных пунктах — одна станция на 10 автомобилей, на федеральных автодорогах — одна зарядка на 100 километров.
Электромобили заряжают не только на официальных станциях. Из квартиры можно вывести провод на улицу и установить розетку прямо на внешней стене дома. Это делается по согласованию с ТСЖ или управляющей компанией. Потребленная энергия оплачивается по счетчику. Зарядные устройства, крепящиеся к стене дома, предлагают автодилеры.