Посмертное изгнание

Как англосаксы хоронили казненных преступников

Вместе с появлением первых англосаксонских королевств на территории Великобритании там появилась и судебная власть, нередко выносившая преступникам смертный приговор. Преступника казнили — а что было потом с его телом и телами других приговоренных, которых суд отправлял на плаху десятилетия за десятилетием? На этот вопрос могут ответить археологи, открывшие несколько древних кладбищ для казненных преступников. Об одном из них, обнаруженном в графстве Хэмпшир в 2016 году, рассказывает Юлли Улетова, постоянный автор нашего блога «Об археологии просто».

Девиантные захоронения

Современные люди привыкли, что погребения совершаются преимущественно в гробах, о какой бы части света ни шла речь. Покойник, как правило, лежит на спине с руками вдоль тела или скрещенными на груди, и никто не кладет ему в могильную яму богатые дары. Конечно, так было не всегда — разным человеческим культурам свойственны разные представления о том, как следует провожать умерших в последний путь.

Учитывая это, археологи всегда стараются соотносить найденные древние погребения с традициями, свойственными людям той или иной культуры, проживавшим в данной местности. Какими бы странными эти традиции ни казались нам, если удается установить, что они соответствуют древним представлениям о нормальности, археологи причисляют их к числу типичных памятников определенной эпохи.

Другое дело, если захоронение, по идее принадлежащее той или иной древней культуре, в чем-то нарушает принятые тогда правила. Причины для нарушений могут быть самые разные, и задача ученых — попытаться их установить, но в любом случае археологи называют такое захоронение девиантным.

Иногда девиантность выражается в явно насильственных действиях, произведенных над телом захороненного человека еще при его жизни или вскоре после смерти. У скелета могут быть скованы ноги, отрезаны руки, голова может лежать на бедре, грудная клетка — быть раздробленной. Всякий раз археологи желают найти ответ на вопрос, чем были вызваны подобные манипуляции.

В 2009 году британский археолог Эндрю Рейнолдс, изучавший девиантные захоронения на территории Великобритании, предложил целый список причин, по которым останки тел, захороненных много веков назад, могли выглядеть нестандартно. Среди них упомянуты убийства, массовые убийства, судебные казни, случаи суицида, эпидемии и другие.

К числу захоронений останков преступников, казненных по решению суда, относится и могильник англо-саксонского и англо-норманнского периодов, открытый в 2016 году в промышленной зоне города Эндовер в графстве Хэмпшир на юге Великобритании, о котором мы расскажем подробнее.

Всего археологам известно примерно 1200 захоронений англо-саксонского периода (его отсчитывают от переселения на остров с континента первых племен англов и саксов — примерно в V—VI веках нашей эры — до захвата Британии в 1066 году норманнами под предводительством Вильгельма Завоевателя). Только 27 из них Рейнолдс отнес к числу предназначенных для захоронения тел казненных преступников.

В 2016 году другой исследователь — Аликсандра Маттисон — сократила их количество до девяти. Именно поэтому находка в Эндовере так важна для археологов.

Где хоронить преступников

Кладбища для казненных преступников существовали в англосаксонских королевствах с VII века. Но еще долго тела преступников дозволялось хоронить на обычных общественных кладбищах.

В графстве Хэмпшир, где расположен Эндовер, таким примером может служить двойное кладбище Портуэй. Его восточная часть (Portway East), открытая и исследованная в середине 1970-х годов, относилась к концу V — VI веку, западная (Portway West), обнаруженная в 1981 году в нескольких сотнях метров от первой, — к VII-VIII векам.

Это было обычное общинное кладбище, за исключением могилы с останками двух человек без черепов, которые были интерпретированы как жертвы казней.

Лишь в конце саксонского периода истории Англии — на протяжении последних века-полутора перед норманнским завоеванием острова в 1066 году, в связи с упрочением королевской власти, принятием христианства и, соответственно, ростом авторитета церкви, общество отказалось от практики совместных захоронений.

Так, в середине 2000-х годов было выдвинуто предположение, что отсутствие на кладбище Портуэй более поздних захоронений казненных связано с устройством в его окрестностях специального могильника для преступников.

Теперь кладбища при приходских церквях предназначались для христиан, проживших правильную жизнь, а не для преступников. Последним пришлось выделять участки подальше — на границах поселений или около древних языческих мест, ассоциировавшихся с духовной опасностью.

Возможно, таким образом преступники лишались не только захоронения в освященной земле, но и посмертно переходили во власть языческих духов, обитавших в таких местах. (Одновременно сложилась и традиция хоронить самоубийц за пределами церковной ограды.)

Большинство из известных на данный момент некрополей такого типа относятся к позднесаксонскому периоду и использовались периодически на протяжении 100–300 лет. Количество захоронений в них позволяет предположить, что казни в данной местности случались нечасто.

В знаменитом курганном некрополе Саттон-Ху, открытом в 1938-39 годах, помимо грандиозного погребения англосаксонского короля с многочисленными уникальными предметами (погребальная ладья, оружие и украшения из золота), в ходе более поздних раскопок были обнаружены два участка девиантных захоронений.

Кто-то из похороненных лежал лицом вниз с перекрещенными руками и лодыжками (видимо, связанными), у кого-то была сломана шея, головы некоторых лежали рядом с другими частями тела. Да и сами позы скелетов в отдельных случаях являлись довольно драматичными — скорченными, скрюченными, на коленях и даже сложенные пополам.

Сперва ученые предположили, что это — следы человеческих жертвоприношений, сопровождавших похороны значительного лица. Но затем археологи и историки пришли к выводу, что на этом месте хоронили людей, казненных по приговору суда. Возраст их могил уступал возрасту основного королевского погребения — их казнили гораздо позже.

Таким же образом появились кладбища для казненных, например, в Гилдфорде (VII век) — поверх раннего англосаксонского общинного, в Данстейбл Даунс (на курганном некрополе бронзового века Файф Ноллз), в Уокингтон Уолд (тоже рядом с курганами), в Стокбридж Дауне (XII век) и рядом — в Меон Хилл (конец XI века).

У кладбища, предназначенного для погребения казненных преступников, есть ряд определенных характеристик. Для него характерны многочисленные захоронения в небольших неглубоких могилах, хаотически разбросанные по участку, нередко пересекающиеся.

Такие кладбища, как правило, располагаются на границе поселений англосаксонского времени, иногда занимают возвышенное место, причем рядом с ними нередко встречаются памятники доисторического времени.

Костяки в захоронениях несут на себе следы травм насильственного происхождения — обезглавливание, связывание рук и ног и так далее. Возрастной и половой профиль захороненных там останков не соответствует естественной смертности популяции.

Кладбища казненных преступников

Гилдфорд, Суррей



Данстейбл Даунс, Бэдфоршир



Меон Хилл, Хэмпшир



Стокбридж Даун, Хэмпшир



Саттон-Ху, Саффолк




Уокингтон Уолд, Восточный Йоркшир

Кладбище в Эндовере

Эндоверский могильник использовался в течение почти 500 лет, и около 60 процентов захоронений в нем относятся к норманнскому периоду. Исходя из количества погребенных, можно предположить, что казненных здесь хоронили чаще, чем в среднем на других известных нам подобных кладбищах.

Возможно, где-то поблизости находилось и само место казни. Хорошая сохранность человеческих останков в дальнейшем позволит специалистам узнать больше и о жертвах.

Площадь кладбища оказалась не так уж и велика — 21 метр с востока на запад и 14 метров с севера на юг. Однако состояние некоторых могил на его границах свидетельствует, что, скорее всего, территория могильника была больше, а часть захоронений сильно пострадала или вовсе была уничтожена во время современного освоения земель.

Тем не менее, даже на таком небольшом участке археологи открыли 95 могил, в которых находились останки 124 человек. Но, судя по разрозненным костям, здесь же были похоронены еще примерно 35 казненных.

Само кладбище вовсе не было комплексом с аккуратными рядами захоронений. Могилы располагались в беспорядке и были ориентированы на все стороны света, иногда даже пересекаясь друг с другом. Это может свидетельствовать об отсутствии наземных маркеров над могилами.

Остеологическое исследование костей позволило идентифицировать по полу 93 скелета из 124 скелетов — на 90 мужчин пришлось 3 женщины. Из этого числа 69 процентов умерли в возрасте, не превышающем 35 лет, но совсем юных среди них практически не было (не считая одного ребенка в возрасте 8-12 лет).

Наибольшее число умерших относилось к возрастной группе от 18 до 25 лет. Все эти факты совершенно не соответствуют демографическому профилю типичного кладбища, где должны быть представлены представители разных возрастных и половых групп населения.

У многих скелетов обнаружились специфические травмы. Два с лишним десятка костяков в разных могилах демонстрировали следы порезов на шейных позвонках, сломанные вторые шейные позвонки и даже черепа, лежавшие отдельно от скелетов. Около 30 мужчин были похоронены со связанными руками или ногами.

В некоторых случаях длина могильной ямы не соответствовала росту умершего, тогда ноги просто произвольно сгибали. Под телом одного мужчины лежали отрезанные кисти рук. В трех могилах были одновременно — это определено археологически — похоронены пары людей. Ни в одном из захоронений не удалось обнаружить следы использования гробов.

Метод радиоуглеродного датирования помог установить, что кладбище использовалось между VII-XI и XIV веком. Однако большинство захоронений относятся к периоду VIII–XII веков. Хотя в традициях англосаксов было сопровождать умерших людей посильными погребальными дарами — украшениями, оружием и тому подобными вещами, в эндоверских могилах никакого специального погребального инвентаря не было.

Вообще посторонних находок оказалось очень мало. Среди них — небольшое количество костей животных, какие-то бытовые мелочи из железа, преимущественно пряжки, и одна серебряная монета Этельреда II, короля Англии в 978-1013 и 1014-1016 годах. Монета была отчеканена в 979-985 годах. Ее вложили в руку человека, похороненного лицом вниз, со связанными за спиной руками.

Кости животных тоже были расположены необычно: в одной могиле лежали части обезглавленной овцы, в другой — только овечий череп. Еще два захоронения, возможно, свидетельствуют о каких-то суевериях, связанных с опасностью возвращения мертвецов в мир живых: одному скелету положили на шею чужую человеческую кость, а другому с правой стороны от головы привалили камень, размер которого превышал размер черепа.

Все эти свидетельства — связанные руки или ноги, отсутствие гробов и погребального инвентаря, небрежный выбор мест под могилы, а также возрастной состав мертвецов — позволили ученым предположить, что на территории современного Эндовера на протяжении 500 лет функционировало кладбище для казненных преступников.

«Правда» древних королей

Англосаксонская правовая система предполагала довольно суровые наказания за незначительные, по нынешним меркам, проступки. Более того, воровство наказывалось более жестоко, чем убийство, — увечьем или смертью, тогда как за убийство можно было отделаться лишь установленной компенсацией.

Впервые смертная казнь появляется в судебнике короля Уэссекса Ине (конец VII века): за драку в доме короля, за тихое передвижение чужеземца «по лесу в стороне от дороги» и за побег от хозяина, если речь шла о рабе.

«Правда» Альфреда Великого, первого короля Англии, — свод законов, составленный в конце IX века, — предполагает смертную казнь за покушение на жизнь короля и хлафорда (знатного человека, феодала, — современное английское lord происходит от древнеанглийского hlaford, или loaf-ward, «хлебохранитель») и лишение руки или ноги за воровство в церкви.

С именем внука Альфреда Великого Этельстана, короля Англии в 925-940 годах, связаны шесть законодательных актов, и два из них — «Законы Этельстана» и «Судебник города Лондона» — также содержат статьи, предусматривающие смертную казнь. В частности, смерти подлежат лица старше 12 лет, попавшиеся на краже имущества, оцененного дороже 8 пенсов (позднее возраст ответственности будет поднят до 15 лет). А руку теперь рубят и фальшивомонетчикам.

В законах короля Эдмунда I, обнародованных в 940-х годах, вновь подтверждается суровое отношение к проворовавшимся рабам (смертная казнь для зачинщика, а для подельников — битье кнутом, скальпирование и лишение мизинца), а также перечисляются недостойные к погребению на освященной (церковной) земле. Это, например, монахи и монахини, преступившие обет безбрачия, миряне, вступившие в отношения с монахами или монахинями, а также и уличенные в супружеской измене.

Король Этельред II, чья монета уже в наше время была найдена в руке скелета в эндоверском могильнике, в своих законах прямо указывает предпочтительный способ смертной казни — обезглавливание. Это касается как свободных, так и рабов.

Король Англии (с 1016 года), Швеции (с 1018-го) и Норвегии (с 1028-го) датчанин Кнуд Великий, правивший в Англии под именем Кнут I, по обычаю англосаксонских предшественников издал свои законы, опираясь на наследие предыдущих. Отрубание рук и ног, а также смертная казнь присутствуют и в них.

Судя по количеству открытых кладбищ, длительности их использования, а также общему количеству жертв, казни происходили не так уж и часто — в среднем раз в несколько лет. Возможно, место казни устраивалось рядом с могильником. При этом, если судить по останкам на этих кладбищах, подавляющее большинство казненных — взрослые мужчины.

Впрочем, это говорит не столько о том, что именно мужчины более склонны к преступной деятельности, сколько о более высокой вероятности применения смертной казни именно к ним.

Со временем, уже после норманнского завоевания Англии, эти особые кладбища перестают использоваться по назначению, а новые, как кажется, больше не появляются. Видимо, отношение общества к преступникам и их останкам изменяется.

Более того, из наказаний в судебной системе англо-норманнского общества постепенно исчезает и обезглавливание, часто использовавшееся в предыдущий исторический период. Телесные наказания, прежде назначавшиеся за определенные преступления, в норманнское время постепенно превращаются в альтернативу казни и впоследствии в значительной степени ее вытесняют.

Все эти преобразования исследователи связывают с политическими и религиозными изменениями, происходившими в период норманнского завоевания Англии. Более широкое применение телесных наказаний, видимо, было обусловлено как включением в англосаксонскую правовую практику норманнских наказаний, так и тем, что церковь поощряла применять в судебной практике религиозное покаяние.

Юлли Улетова

Литература

Attenborough, F.L. (ed. and transl.) The Laws of the Earliest English Kings. Cambridge UP. 1922.

Bartlett J.E., Mackey R.W. Excavations on Walkington Wold 1967-1969 // East Riding Archaeologist. 1973. 1(II). Pp. 1-93.

Bird D. Guildown reconsidered 1: the story of the excavation and the nature of the evidence // Surrey Archaeological Society. Bulletin 464. Oct. 2017. Pp. 2-6.

Buckberry J.L., Hadley D.M. An Anglo-Saxon Execution Cemetery at WalkingtonWold, Yorkshire // Oxford Journal of Archaeology. 2007. 26(3). Pp. 309-329.

Carver M.O.H. Sutton Hoo: A seventh-century princely burial ground and its context. London: British Museum Press. 2005.

Carver M.O.H. Sutton Hoo: Burial Ground of Kings? London: British Museum. 1998.

Carver M.O.H. (ed.). The Age of Sutton Hoo: The seventh century in north-western Europe. Woodbridge: Boydell Press. 1992.

Gray Hill N. Excavations on Stockbridge Down // Papers and Proceedings of the Hampshire Field Club and Archaeological Society. 1937. 13 (3). Pp. 246-259.

Liddell D. Excavations at Meon Hill // Proc Hants Field Club. 1934. 12. Pp. 126-162.

Liddell D. Report on the Hants Field Club's Excavations at Meon Hill // Proc Hants Field Club. 1937. 13.Pp. 7-54.

Lowther A.W.G. The Saxon cemetery at Guildown, Guildford, Surrey // SAC. 1931. 39. Pp. 119-122.

Mattison A. The Execution and Burial of Criminals in Early Medieval England, c. 850-1150. An examination of changes in judicial punishment across the Norman Conquest. PhD Dissertation. University of Sheffield. 2016.

Reynolds A. Anglo-Saxon Deviant Burial Customs. Oxford University Press. 2009.