Краткий курс по литэкономии

Фонд Егора Гайдара предлагает перечитать известные романы и разобраться в их экономической подоплеке

Откуда вечно юный Дориан Грей брал деньги на свой праздный и расточительный образ жизни? Во сколько обходилась одна вечеринка «великому» Гэстби? Оправдывала ли прибыль издержки сталкерства в «Пикнике на обочине» братьев Стругацких? Эти вопросы нередко возникают как у читателей, так и у исследователей, и экономисты давно выделили в отдельную область исследований попытки оценить финансовое положение героев любимых произведений.

Художественный текст зачастую не просто описывает конкретные финансовые схемы, но и отражает куда более масштабные экономические процессы, переживаемые обществом на момент создания произведения. В нем находят себе место представления героев о современных им экономических системах, дискуссии о перспективах общественного развития, страхи перед зарождающимися переменами. Страдания сироты Оливера Твиста разворачиваются на фоне социального расслоения и стремительной урбанизации времен промышленной революции. «Великий» Гэтсби, сколь бы многое он ни мог себе позволить за свои деньги, зажат в тисках неоднозначной морали экономики «сухого закона». А сталкерство у Стругацких, при всей фантастичности их художественного мира, строится в обход командной советской экономики с ее «застойными» 1970-ми.

Цель проекта «Краткий курс по литэкономии», совместной работы Фонда Егора Гайдара и N + 1 — посмотреть на известные художественные произведения под углом зрения больших экономических процессов. В каждом случае мы, во-первых, расскажем об экономической подоплеке сюжета и о той экономической системе, или модели, которая зримо или незримо в нем присутствует. Во-вторых, мы реконструируем представления людей того времени, чтобы понять, почему они видели конкретные обстоятельства так, а не иначе, почему их мысли были заняты одними проблемами, но не касались других, и чего они искали в жизни и что хотели бы изменить. В-третьих, мы оценим выявленную модель с позиции современных экономических теорий и исторического знания о соответствующей эпохе.

Все произведения, о которых пойдет речь, несомненно, обладают художественной ценностью. Однако мы при выборе ориентировались не на их литературные достоинства, место в истории литературы или тематику. Нас больше занимал колорит эпохи, порой переданный автором небрежно, фоном. Но при внимательном прочтении он многое может изменить в восприятии произведения, а главное, помогает по-новому взглянуть на историю экономической мысли и даже на процессы, протекающие в современной экономике.