Как дрон может помочь уличному художнику нарисовать картину
Может ли дрон стать для художника полноценным инструментом? Может, если это граффити-дрон, который использует не карандаши и кисти, а баллончики с краской, и рисует не на холсте, а на стене и других поверхностях большой площади. И если настоящий художник нарисовал для него эскизы, а команда программистов и инженеров научила его эти эскизы воспроизводить в красках. То, что получилось, можно увидеть в московском Центре современного искусства Винзавод, где в среду, 6 сентября, открылся проект художника Миши Most под названием «Эволюция 2.1». Мы решили показать вам в нашем материале, на что способны Миша Most и его граффити-дрон.
На то, чтобы научить дрона воспроизводить краской эскизы художника, ушло несколько месяцев. Сперва Миша Most создал векторные эскизы, которое затем были конвертированы в набор точек. Затем была написана программа, указывавшая по этим точкам, куда надо было лететь дрону и где — а также с какой скоростью и интенсивностью — распылять краску из баллончика. После этого начался долгий процесс настройки — по словам авторов проекта, первый рисунок, выполненный дроном, был очень далек от эскиза.
Над созданием дрона работала команда Interactive Lab, продюсер и технический партнер проекта, совместно с группой инженеров Tsuru Robotics, которые отвечали за сборку и настройку беспилотного аппарата. Восьмироторный дрон, созданный с нуля, способен нести два баллончика с краской, снабженных приводами для распыления, — для создания сложной цветной композиции дрону приходилось несколько раз подлетать к одному и тому же участку стены с разными баллончиками.
Для управления перемещением беспилотника использовалась оптическая система позиционирования. На дроне и на стене были закреплены инфракрасные светодиоды, а вдоль стены были установлены 16 камер, настроенных на длину волны этих светодиодов. Калибровка камер позволила создать виртуальное пространство со своей системой координат, в которое авторы проекта добавили дрон и стену. Камеры следили за инфракрасными диодами и определяли реальное местоположение октокоптера относительно стены, благодаря чему беспилотник точно двигался по заданным координатам
Кстати, раз уж мы вспомнили о беспилотниках в стрит-арте, стоит упомянуть американского уличного художника и хакера KATSU. Например, он одним из первых догадался использовать квадрокоптер как летающую платформу для баллончика с краской, а заодно стал первым уличным художником, использовавшим дрон для вандализма. Весной 2015 года KATSU при помощи квадропкоптера DJI Phantom «расписался» на рекламном плакате в Нью-Йорке.
Проект «Эволюция 2.1» открылся в рамках юбилейного цикла выставок Винзавода «Прощание с вечной молодостью». Цикл объединяет 12 больших персональных выставок наиболее ярких современных художников, размышляющих о будущем и поколении «миллениалов».
Миша Most — граффити-художник, один из создателей российского стрит-арта. Его работы неоднократно выставлялись в России, в странах ближнего зарубежья, а также в Европе и США. В частности, в 2016 году Миша Most создал одну из своих самых больших заграничных картин площадью 300 квадратных метров. Ему же принадлежит мировой рекорд в создании наиболее большой монументальной работы площадью 10 тысяч квадратных метров — она занимает место на фасаде металлургического завода в городе Выкса Нижегородской области. В 2008 году Миша Most номинировался на премию Кандинского, с 2013 года является куратором проекта «Стена на Винзаводе».
Дмитрий Иванов