Из глубин

Под взорванной мечетью пророка Юнуса (Ионы) обнаружился дворец ассирийских царей

Археологи, работающие в восточной части Мосула, обнаружили, что под руинами мечети пророка Юнуса (библейского Ионы), находится дворец ассирийских царей, датируемый VII веком до нашей эры, сообщила британская газета The Telegraph. Мечеть, памятник архитектуры XIV века нашей эры, в июле 2014 года была взорвана бойцами Исламского государства (запрещенного в России). Иракская армия отбила восточную часть Мосула у ИГ в январе 2017 года, после чего археологи получили возможность приступить к оценке разрушений.

Местные жители предупредили ученых о том, что отряды ИГ выкопали туннели в исторической части города, в том числе в окрестностях мечети Юнуса. Группа из пяти исследователей во главе с Лайлой Салих, в прошлом — куратором мосульского музея, спустилась в туннель непосредственно под мечетью и нашла большую мраморную плиту с клинописной надписью царя Асархаддона (правил в 680–669 годах до нашей эры). Плита датируется 672 годом до нашей эры, надпись сообщает о развернутом Асархаддоном строительстве в Вавилоне. В другой части туннеля археологи нашли каменный рельеф с изображением женщины, разбрызгивающей «воду жизни».

Лайла Салих в беседе с корреспондентом The Telegraph сказала, что туннели под мечетью Юнуса были прорыты специально для поиска древностей. Хотя в освобожденной части Мосула найдены десятки, если не сотни туннелей, использовавшихся бойцами ИГ в военных целях, маленькие, наскоро выкопанные и оттого ненадежные ходы под исламской святыней явно были нужны для поиска компактных артефактов на продажу, и у Салих нет сомнений, что такие находки, например керамические сосуды, были сделаны и вынесены на поверхность. «Черная археология», то есть поиск артефактов на продажу, — известный источник дохода бойцов ИГ.

В материале The Telegraph говорится, что вновь открытые артефакты указывают на существование неизвестного ранее историкам дворца. Это не так: сведения о нем были получены еще в середине XIX века, но вести раскопки на территории действующей мечети было практически невозможно. Но кое-что все-таки ученым известно.

Мечеть пророка Юнуса расположена на холме Наби-Юнус на левом берегу Тигра. На том же берегу в километре к северу находится холм Куюнджик. Оба этих возвышения являются ядром древней Ниневии, ассирийской столицы в VIII–VII веках до нашей эры. Ниневия многократно упоминается в Ветхом завете (Быт. 10:11, 4-я Цар. 19:36, Иона 1:1 и далее) и в Новом (Мф. 12:41, Лк. 11:3). Уже в XVIII веке Карстен Нибур, выдающийся немецкий исследователь на датской службе, сопоставил описание древней Ниневии с холмом Куюнджик. Первые раскопки на Куюнджике в 1842 году провел Поль-Эмиль Ботта, французский консул в Мосуле, но ничего существенного он найти не успел, переключившись на работу в Хорсабаде, в 15 километрах от Мосула. Там ему удалось обнаружить крепость ассирийского царя Саргона II (722–705 года до нашей эры), известную как Дур-Шаррукин. Кстати, Ботта пытался уговорить османские власти Мосула обследовать мечеть Юнуса, но они не согласились.

И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение! И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу. Ион 2

Масштабные раскопки Куюнджика прошли в конце 1840-х годов под руководством британского дипломата Остина Генри Лэйарда. Лэйарду, в отличие от его предшественников, несказанно повезло: он нашел не только дворец царя Синаххериба (705–680 года до нашей эры), но и бесценную библиотеку его внука Ашшурбанапала (Сарданапала) — 30 тысяч клинописных табличек, содержащих литературные, административные и хозяйственные тексты.

Южный холм древней Ниневии — Наби-Юнус — оставался неизученным до 1852 года, когда османский губернатор (паша) Мосула, впечатленный успехами Лэйарда, решился на небольшие раскопки, сразу увенчавшиеся находками, в том числе статуей героя Гильгамеша и большой клинописной надписью царя Сенаххериба. Из надписи следовало, что царь снес ставший тесным малый (не главный) дворец, насыпал холм и на нем возвел новое здание со стропилами из ливанского кедра, дверями из меди, кедра и кипариса, а внутри его сделал сокровищницу для военных трофеев. Надпись, найденная на холме Наби-Юнус, произвела большое впечатление, но на масштабные раскопки никто, конечно, не отважился.

В 1954 году иракское Управление древностей организовало короткий сезон на склоне холма. Археологи наткнулись, среди прочего, на подпорную стенку, внутри которой нашли клинописный цилиндр с именем царя Асархаддона, а также водосточные желоба. На желобах читались надписи «принадлежат дворцу Сенаххериба».

В 1988–1990 годах на холме Наби-Юнус работала экспедиция университета Калифорнии в Беркли. Результаты этих раскопок не опубликованы, но на неофициальных фотографиях видны фрагменты огромных статуй («дворцового» размера), стелы с надписями и т.д. Нет сомнений, что в глубине холма Наби-Юнус действительно находилось большое здание, связанное с царским домом.

И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня, и покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и еж будут ночевать в резных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах, разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки. Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: «я, и нет иного кроме меня». Как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо него, посвищет и махнет рукою. Соф 2, 13-15

Предварительная хронология вновь найденного ассирийского дворца или, во всяком случае, здания, связанного с дворцовым комплексом, такова: построен при Синаххерибе (705–680), перестроен при его сыне Асархаддоне (680–669), еще раз перестроен при Ашшурбанапале (669–627), разрушен в 612 году, когда Ниневия пала под ударом вавилонян и мидян.

Примерно через тысячу лет после падения Ниневии на холме была построена христианская церковь. Точно не известно, когда появилась легенда, что на холме похоронен пророк Иона и что церковь построена над его могилой. Но это место было очень популярно среди христианских паломников. Мусульмане тоже почитают Иону-Юнуса как пророка, и легендарное место его погребения продолжало быть популярным у пилигримов. Так что когда на холме Наби-Юнус в XIV веке была построена мечеть в память о пророке, в ней демонстрировали реликвию, связанную с Ионой-Юнусом — «меч» рыбы-меч (пророк, как мы помним, три дня провел во чреве китовом). К началу XXI века даже от меча уже почти ничего не осталось, и в 2008 году американские военные подарили имаму мечети Юнуса китовый зуб, точнее, его копию. Это был символический жест, тогда казалось, что война в Ираке вот-вот закончится и начнется мирная жизнь. Но через шесть лет мечеть была уничтожена. Удручающие кадры, сделанные на ее руинах в январе 2017 года, можно посмотреть здесь.

Перспективы изучения дворца на холме Наби-Юнус пока трудно оценить. Хорошо, если что-то удастся укрепить и законсервировать до лучших времен. На момент написания этой заметки (6 марта 2017 года) иракские силы продолжают наступление на западную часть Мосула, расположенную на правом берегу Тигра. До полного освобождения города еще очень далеко, а до начала мирной жизни — еще дальше.

Юлия Штутина

Ссылки

Подробнее об истории изучения мечети Юнуса можно почитать в блоге аспиранта Колумбийского университета Кристофера Джонса.

За событиями в иракской археологии можно следить через твиттер Лайлы Салих