Как лечили от любовных страданий в средневековой Европе
В день святого Валентина мы решили опубликовать перевод статьи Лауры К. Уильямс, специалиста по средневековой литературе и медицине из университета Эксетера, которая называется «Любовные страдания в средние века считались настоящей болезнью». Статья, вышедшая на сайте The Conversation, рассказывает о том, как страдали — и лечили — от любовных мук в средневековой Европе. Оказывается, поиски врачей того времени были не так уж далеки от направления, по которому идут современные ученые.
Любовь, несомненно, способна причинять боль. И хотя к ней часто относятся романтически или сентиментально, грубая реальность заключается в том, что многие из нас испытывают по-настоящему неприятные симптомы, которыми сопровождаются любовные муки. Тошнота, чувство отчаяния, учащенное сердцебиение, потеря аппетита, бессонница, повышенная слезливость — звучит знакомо, не правда ли?
Современные исследования феномена любви помогли понять, как нейромедиаторы дофамин, адреналин и серотонин зачастую заставляют влюбленных людей испытывать неприятные физические симптомы. Авторы работы, вышедшей в 2005 году, пришли к выводу, что романтическая влюбленность служит движущей силой или целевым состоянием, которые приводят к переживанию таких эмоций и ощущений, как эвфория или тревога.
Но взаимосвязь между любовью и физическим страданием была открыта задолго до нашего времени. В средние века медики полагали, что тело и душа тесно взаимосвязаны — тело, считали они, способно отражать состояния души.
Средневековая медицина базировалась на доктрине, согласно которой тело наполняют четыре типа жидкостей, или гуморов: кровь, флегма, черная и желтая желчь. Предполагалось, что у совершенно здорового человека гуморы находятся в идеальном равновесии. Соответственно, болезнь трактовалась как дисбаланс гуморов.
Эти идеи восходили к античным текстам по медицине, написанным древними врачами, такими как Гален, который развивал учение о темпераментах — о связи превалирующего гумора с определенными чертами характера. Например, человек, склонный к меланхолии, отличался преобладанием черной желчи, которая сообщала его телу сухость и холод.
В своих работах я показываю, что люди меланхолического нрава в средние века считались особенно предрасположенными к любовным страданиям.
В XI веке врач и монах Константин Африканский перевел трактат о меланхолии, который пользовался большой популярностью в средневековой Европе. Он прояснил связь, существующую между избытком в теле черной желчи и любовным томлением:
«Любовь, которую также называют Эросом, есть болезнь, затрагивающая мозг... Порой причиной этой любви выступает настоятельная природная потребность избавиться от великого избытка гуморов... эта болезнь вызывает мысли и беспокойства, в то время как больные изыскивают способы найти и обрести то, чего они желают».
К концу XII века врач Жерар Беррийский написал комментарий к этому тексту, добавив, что страдающие от несчастной любви становятся привязаны к своему идеалу красоты и объекту желания из-за нарушения гуморального равновесия. Эта привязанность, писал он, приводит к переизбытку холода, который надолго ввергает больного в меланхолию.
Кем бы ни был объект желания, — а в случае со средневековыми религиозными женщинами их возлюбленным часто оказывался Христос, — его недостижимость или утрата были травмой, от последствий которой средневековому меланхолику избавиться было непросто.
Но раз болезненное состояние страдающих от любви считалось столь глубоко укорененным, для его лечения существовали медицинские же средства. Среди них: пребывание на свету, в саду, покой и отдых, ингаляции и теплые ванны из лекарственных растений, таких как лилии и фиалки. Специальная диета — рекомендованы мясо ягненка, салат-латук, яйца, рыба и спелые фрукты; корни же чемерицы со времен Гиппократа считались подходящим лекарством. Переизбыток черной желчи у меланхоликов лечили очистительными и слабительными средствами, а также кровопусканием — чтобы уравновесить гуморы.
Неудивительно, что в европейской средневековой литературе в связи с тернистой темой любви и любовного томления часто встречаются медицинские отсылки. В поэзии Средневековья изобилуют персонажи, больные от тоски.
Страдающий Черный Рыцарь в «Книге герцогини» Джеффри Чосера оплакивает утраченную возлюбленную, испытывая бесконечную боль и не имея надежды на выздоровление:
«Вот моя боль без исцеления / Постоянно умирать, не умирая до конца»
В «Двух возлюбленных», одном из лэ Марии Французской, поэтессы XII века, молодой человек умирает от изнеможения в попытке завоевать руку своей любимой, которая позже сама умирает от горя. Но и при жизни влюбленных их тайная страсть причиняла им «страдания», а сама «любовь была их тяжелой болезнью». В анонимной англоязычной поэме «Жемчужина» отец, оплакивающий смерть дочери, или «жемчужины», ранен своей потерей: «Я изнываю, пораженный безответной любовью».
«Исповедь влюбленного», поэма англичанина Джона Гауэра, жившего в XIV веке, обрамлена жалобами меланхоличного влюбленного. Он взывает к Венере и Купидону со словами, что болен от любви вплоть до желания умереть и нуждается в лекарстве (которое ему предстоит обрести).
Герой «Исповеди влюбленного» в конце концов получает лекарство из рук Венеры. Видя его отчаянное состояние, она смешивает прохладный «бальзам» и смазывает им его «раненое сердце», виски и почки. Благодаря лечению «жестокий огонь» любви спадает, и больной выздоравливает.
Взгляд на любовь с медицинской точки зрения, судя по успехам таких наук, как нейробиология и эволюционная биология, существует и поныне. В 1621 году англичанин Роберт Бёртон опубликовал увесистый том под названием «Анатомия меланхолии». В начале XX века Зигмунд Фрейд в книге «Печаль и меланхолия» развивал те же идеи. Похоже, противоречия в человеческом сердце укоренены по-настоящему глубоко.
Так что если любовь терзает ваше сердце, можете воспользоваться любым из этих средневековых рецептов.
Перевод с англ. Дмитрия Иванова