Практиковали ли древние греки человеческие жертвоприношения
Совместная греческо-американская экспедиция, исследующая важный культовый комплекс на горе Ликей в Аркадии (центральный Пелопоннес), обнаружила останки молодого человека, погребенного посреди большого жертвенника. До сих пор человеческих костей в месте, где издревле отправлялся культ Зевса Ликейского, не находили, но именно с этой горой античные источники связывали темные слухи о человеческих жертвоприношениях. Археологи, участвующие в проекте Mt. Lykaion Excavation and Survey Project, обещают всесторонне изучить вопрос.
Аркадия, гористая и труднодоступная, завораживала еще древних своей непохожестью на другие области Греции: там почти не занимались земледелием и жили пастушеством, почитали своих богов, а когда дело доходило до общегреческих, то им поклонялись по-своему. Наконец, ходили слухи, что аркадцы приносили немыслимые для классических греков жертвы — человеческие.
В «Государстве» Платона, знаменитом политическом диалоге, написанном примерно в 380 году до н.э., обсуждается перерождение человека в тирана. В частности, там есть такие строки:
— С чего же начинается превращение ... в тирана? Впрочем, ясно, что это происходит, когда он начинает делать то же самое, что в том сказании, которое передают относительно святилища Зевса Ликейского в Аркадии.
— А что именно?
— Говорят, что, кто отведал человеческих внутренностей, мелко нарезанных вместе с мясом жертвенных животных, тому не избежать стать волком.
(«Государство», кн. VIII, 565 d-e. Пер. А.Н. Егунова)
Во II веке н.э. греческий писатель и путешественник Павсаний в своей замечательной книге «Описание Эллады» сообщал следующее:
Ликаон [царь Аркадии] на алтарь Зевса Ликейского принес человеческого младенца, зарезал его в качестве жертвы и окропил его кровью алтарь. Говорят, что сейчас же после этой жертвы он из человека был обращен в волка. Этот рассказ внушает мне доверие: сказание это издавна сохраняется у аркадян, и самая вероятность говорит в его пользу... Рассказывают, что во времена Ликаона при жертвоприношении в честь Зевса всегда кто-нибудь из человека превращался в волка, но не на всю жизнь: если, став волком, он воздерживается от человеческого мяса, то спустя девять лет, говорят, он снова обращается в человека.
(«Описание Эллады», кн. VIII, II: 2-3. Пер. С.П. Кондратьева)
На самой главной вершине горы есть земляная насыпь — это жертвенник Зевса Ликейского... На этом жертвеннике приносят жертвы Зевсу Ликейскому втайне. Мне не хочется распространяться по поводу этих жертв; пусть будет так, как оно есть и как было с самого начала.
(Там же, кн. VIII, XXXVIII: 5.)
Страшные сказки о горе Ликей были хорошо известны и римлянам. Так, блаженный Августин (V в. н.э.), ссылаясь на энциклопедиста Варрона (I в. до н.э.), писал:
Варрон называет даже по имени некоего Демента, который будто бы отведал жертвы, которую аркадцы приносили обыкновенно своему богу Ликею, закалывая мальчика, превратился в волка, и, приняв снова на десятом году человеческий образ, упражнялся в кулачном бою и остался победителем на олимпийском состязании. Историк полагает, что в Аркадии Пану-Ликею и Юпитеру-Ликею дано такое имя по причине такого превращения людей в волков, которое, думали они, могло совершаться только божественною силой.
(«О граде Божием», кн. XVIII, 17. Цит. по: Августин. Пер. Киевской духовной академии. 1879-1908)
Раскопки на горе Ликей ведутся с конца XIX века. Тогда греческий археолог Константинос Куруниотис обнаружил и жертвенник Зевса, и священный участок — теменос, и ипподром, и стадион, где проводились игры в честь Зевса Ликейского. В начале 2000-х греческое правительство при поддержке двух американских университетов — Пенсильванского и Аризонского — возобновило исследование святилища и его окрестностей.
В 2003 году археологи приступили к раскопкам обширного жертвенника — его диаметр составляет 30 метров. Керамические находки показали, что жертвенник использовался, начиная с 3000 года до н.э., но первое по-настоящему интенсивное освоение территории пришлось на микенский период (XV-XI вв. до н.э.). Дальше святилище вновь использовалось уже в архаическую и классическую эпохи. Анализ костных останков, найденных до 2016 года, свидетельствует, что на жертвеннике сжигали животных, практически исключительно овец и коз. Собственно, сам жертвенник состоит из пережженных костей мелкого домашнего скота, что соответствует сведениям Павсания.
Летом 2016 года при раскопках жертвенника был найден скелет юноши-подростка. В этой находке необычно все: это первые человеческие останки на Ликее, они уложены между двух параллельных рядов камней по оси восток-запад, таз погребенного закрыт камнями, крышка черепа отсутствует. Предварительная датировка погребения (по керамике) — XI век до н.э. То есть речь идет о самом конце микенского времени, а скорее даже о начале Темных веков.
Глава американской половины экспедиции профессор Дэвид Гилман Романо (David Gilman Romano) никаких скоропалительных выводов не делает, но подчеркивает, что погребение внутри жертвенника — это очень странная и значительная находка. Причины смерти подростка еще предстоит выяснить, а пока ликейская экспедиция немало озадачила специалистов.
Проблемой человеческих жертвоприношений у древних греков антиковеды занимаются давно. Так, еще в 1915 году немецкий исследователь Фридрих Швенн опубликовал большую монографию под названием «Die Menschenopfer bei den Griechen und Römern» («Человеческие жертвоприношения у греков и римлян»), которая подводила итоги филологических и археологических изысканий по состоянию на конец XIX века. В 1991 году американец Деннис Хьюз, профессор колледжа Гриннелл, выпустил свою монографию «Human Sacrifice in Ancient Greece» («Человеческие жертвоприношения в Древней Греции»), которая и по сей день остается главной англоязычной работой по теме.
Хьюз подробно проанализировал ключевые литературные источники и важнейшие открытия последних пятидесяти лет. С его точки зрения, нет ни одного случая, который можно было бы однозначно описать как пример человеческого жертвоприношения. Так, Хьюз обращается к странному открытию, сделанному в Кноссе (Крит) в 1979-1981 годах. В одном из зданий, которое раскапывал профессор Бристольского университета Питер Уоррен, были найден сосуд с человеческими костями, перемешанными с раковинами съедобных улиток, причем на костях есть отметки-порезы. Рядом находился сосуд с шестью фалангами пальцев человеческой ноги, а в соседней комнате оказалась россыпь человеческих костей общим числом 371, из которых на 79 были видны следы острого инструмента, которым, возможно, с костей счищали мягкие ткани. Скольким людям принадлежали эти кости, неизвестно, но по крайней мере четверо из них были детьми. По мнению Уоррена, находки свидетельствуют о том, что дети были убиты и съедены в ритуальных целях. Альтернативные предложения — убийство, каннибализм вследствие голода и, наконец, подготовка ко вторичному захоронению — Уоррен не принял, но многие специалисты с ним не согласились, в частности потому, что из публикаций нельзя было понять, ни где находились порезы, ни тип инструмента, который был использован. Вторичные захоронения не были распространены в Древней Греции, но хорошо задокументированы в более поздние времена.
Другой случай: в 1980-х на острове Эвбея изучали кладбище бронзового века и нашли десятки скелетов со следами порезов на костях. Сначала исследователи предположили, что все люди — жертвы некоего ритуала, но потом была выдвинута другая, менее драматическая гипотеза. В этом регионе практиковалось необычное трупоположение — со скрещенными ногами. Вероятно, тем, кто хоронил покойников, приходилось подрезать сухожилия, чтобы придать конечностям нужное положение.
Хьюз пишет также о табличке с линейным письмом Б, найденной в Пилосе, — Tn 316. В свое время она наделала немало шума. В Tn 316 упоминаются золотые сосуды и люди, мужчины и женщины, каким-то образом посвященные богам — Зевсу, Гере и другим, например: «Гере: одна золотая чаша, одна женщина». Что означает это посвящение, с уверенностью не может сказать никто, но одна группа исследователей склоняется к мысли, что безымянные женщины и мужчины должны были только доставить сосуды в указанные святилища, а другие ученые уверены, что людей приносили в жертву.
Эти примеры — кносский, эвбейский, пилосский (у Хьюза их гораздо больше) — демонстрируют разницу в подходах к интерпретации находок и текстов: предвзятых и непредвзятых. Хорошая научная добросовестность, как это ни скучно, требует непредвзятости.
В находке на горе Ликей есть два важных параметра: целенаправленное положение трупа, включая ряды камней по бокам, и выбор места — посреди жертвенной территории. Для интерпретации в пользу жертвоприношения это необходимо, но не достаточно. Интересно будет посмотреть на выводы, которые сделают антропологи и медики, изучив скелет юноши. А вдруг классические источники действительно донесли до нас реликт Темных веков? Ведь нашлись описанные у Гомера микенские шлемы из клыков вепря.
Библиография
Юлия Штутина