Этрусский мир

Археологи обнаружили нетронутую гробницу в Поджо Ренцо

Группа археологов из города Кьюзи (Тоскана) 24 февраля 2016 года объявила об обнаружении ранее неизвестной этрусской гробницы VI-V веков до н.э. на территории Поджо Ренцо. Находка была сделана 30 января 2016 года во время авиационной разведки.

Некрополь Поджо Ренцо, в котором этруски хоронили своих родных на протяжении шестисот лет, расположен в полутора километрах от Кьюзи. Это обширное кладбище начал изучать еще в 1840-х годах итальянский археолог Алессандро Франсуа (знаменитейшая античная ваза названа как раз в его честь). Франсуа удалось обнаружить первую из трех больших гробниц Поджо Ренцо — гробницу Обезьян. Внутри нее находился богатый инвентарь, но по-настоящему ошеломительны были настенные росписи внутри, в том числе со сценами спортивных состязаний. Следующим поколениям археологов удалось найти еще две очень богатые усыпальницы — гробницу Пилигрима и гробницу Льва, а также сотни захоронений попроще.

Нынешние власти Кьюзи внимательно следят за некрополем Поджо Ренцо: это одна из главных туристических достопримечательностей города. Наибольшие опасения, по понятным причинам, у мэрии и работающей под ее началом археологической группы вызывают «черные копатели». Время от времени археологи прибегают к услугам авиации, чтобы выявить незаконные раскопки с воздуха. Именно во время такого контрольного облета 30 января они и обнаружили неизвестную ранее гробницу. На следующий же день вместе с карабинерами они отправились осмотреть место находки.

Гробница расположена во владениях частного лица. Судя по всему, к погребению подступались сравнительно недавно, но, скорее всего, безрезультатно. И точно гробницу пытались ограбить в древности, пробив дыру в крыше. Тогда же или несколько позже центральная часть крыши провалилась внутрь, образовав большую круглую яму, которую и заметил летчик.

По предварительным данным, речь идет о двухкамерной гробнице с центральным атриумом. Была она разграблена в древности или нет — пока неизвестно. Точную дату начала раскопок в Кьюзи на пресс-конференции не назвали, поскольку предстоит согласовать план работ с владельцем земли и разными ведомствами. Но откладывать проект сколько-нибудь надолго никто не планирует: у археологов чешутся руки подступиться к неизвестному до сих пор этрусскому погребению, вооружившись новейшими технологиями.

***

В современном Кьюзи живет меньше десяти тысяч человек. Но в древности Кьюзи был могущественным этрусским центром. Римляне называли его Клузием. Когда в 509 году до н.э. римляне изгнали своего последнего, седьмого царя — Тарквиния Гордого, то опальный монарх вместе с родственниками бежал в Клузий к тамошнему царю Ларсу Порсенне. Тит Ливий, замечательный римский историк рубежа нашей эры, написал о встрече Тарквиния с Порсенной: «Тарквинии ..., мешая советы с мольбами, то просили не покидать в нищете и изгнании их, природных этрусков по крови и имени, то даже заклинали не позволять, чтобы гонения на царей безнаказанно вводились в обычай. Слишком сладостна, мол, свобода: если не станут цари так же бороться за свои царства, как граждане за свободу, то высшее сравняется с низшим и не останется в государствах ничего выдающегося, ничего поднимающегося над прочим; приходит конец царской власти, лучшему, что есть средь богов и людей»1. Порсенна отправился в поход против Рима, но отступил, на чем и закончились попытки реставрации монархии в будущем Вечном городе. Походу Порсенны против свободолюбивых республиканцев мы обязаны двумя знаменитейшими историями о римских героях: о Горации Коклесе и Муции Сцеволе2.

(1) Когда подо­шли вра­ги, все пере­бра­лись с полей в город, а вокруг него выста­ви­ли стра­жу. (2) Защи­щен­ный с одной сто­ро­ны валом, с дру­гой — Тиб­ром, город казал­ся в без­опас­но­сти. Толь­ко Свай­ный мост чуть было не стал доро­гою для вра­га, если бы не один чело­век — Гора­ций Коклес30; в нем нашло оплот в этот день сча­стье горо­да Рима. (3) Стоя в карау­ле у моста, он уви­дел, как вне­зап­ным натис­ком был взят Яни­куль­ский холм, как отту­да вра­ги бегом понес­лись впе­ред, а свои тол­пой побе­жа­ли в стра­хе, бро­сив ору­жие и строй. Тогда, оста­нав­ли­вая бегу­щих пооди­ноч­ке, (4) ста­но­вит­ся он на их пути и, людей и богом при­зы­вая в сви­де­те­ли, начи­на­ет объ­яс­нять, что бес­смыс­лен­но так бежать без огляд­ки; ведь если они, перей­дя через мост, оста­вят его за спи­ною, то сра­зу же на Пала­тине и на Капи­то­лии будет еще боль­ше вра­гов, чем на Яни­ку­ле. Пото­му-то он про­сит, при­ка­зы­ва­ет им раз­ру­шить мост огнем ли желе­зом ли, чем угод­но; а сам он при­мет на себя натиск вра­гов и в оди­ноч­ку будет дер­жать­ся, сколь­ко суме­ет. (5)

И вот он вышел один к нача­лу моста, хоро­шо замет­ный сре­ди пока­зав­ших вра­гам свои спи­ны, его ору­жие было изго­тов­ле­но к руко­паш­ной, и самой этой неве­ро­ят­ной отва­гой он оше­ло­мил непри­я­те­ля. (6) Дво­их еще удер­жа­ло с ним рядом чув­ство сты­да: Спу­рия Лар­ция и Тита Гер­ми­ния, извест­ных знат­но­стью и подви­га­ми. (7) С ними отра­зил он первую бурю натис­ка и самый мятеж­ный порыв схват­ки; а когда от моста оста­ва­лась уже малая часть, он и их ото­слал на зов раз­ру­шав­ших в без­опас­ное место. (8) Гроз­ный, сви­ре­по обво­дя взгля­дом знат­ней­ших этрус­ков, он то вызы­ва­ет их пооди­ноч­ке на бой, то гром­ко бра­нит всех разом: рабы над­мен­ных царей, не пеку­щи­е­ся о соб­ствен­ной сво­бо­де, они ли это при­шли пося­гать на чужую? (9) Неко­то­рое вре­мя те мед­лят, огля­ды­ва­ясь друг на дру­га, кто пер­вым начнет сра­же­ние; но потом стыд взял верх, и под гром­кие кри­ки в един­ствен­но­го про­тив­ни­ка со всех сто­рон поле­те­ли дро­ти­ки. (10) Все их при­нял он на выстав­лен­ный щит и, твер­до стоя, с тем же упор­ством удер­жи­вал мост — его уже пыта­лись, напи­рая, столк­нуть в реку, как вдруг треск руша­ще­го­ся моста и крик рим­лян, воз­буж­ден­ных успе­хом сво­их уси­лий, отпуг­ну­ли напа­де­ние. (11) Тогда-то вос­клик­нул Коклес: «Отец Тибе­рин! Тебя сми­рен­но молю: бла­го­склон­но при­ми это ору­жие и это­го вои­на!» — и как был, в доспе­хах, бро­сил­ся в Тибр. Невре­ди­мый, под гра­дом стрел, пере­плыл он к сво­им — таков был его подвиг, стя­жав­ший в потом­ках боль­ше сла­вы, чем веры. (12) Столь вели­кая доб­лесть была воз­на­граж­де­на госу­дар­ством: ему поста­ви­ли ста­тую на Коми­ции, а зем­ли дали столь­ко, сколь­ко мож­но опа­хать плу­гом за день. (13) С обще­ствен­ны­ми поче­стя­ми сопер­ни­ча­ло усер­дие част­ных лиц; сколь ни скуд­но жилось, каж­дый сооб­раз­но с достат­ком при­нес ему что-нибудь от себя, уры­вая из необ­хо­ди­мо­го.

Описание гробницы Порсенны сохранилось в «Естественной истории» Плиния Старшего, который, в свою очередь, позаимствовал его у более раннего автора, Марка Теренция Варрона. Оно звучит на редкость фантасмагорично: «В этом месте остался четырехгранный памятник из четырехугольных плит. Каждая сторона его имеет 300 футов в длину и 50 в высоту. Внутри четырехгранного подножия находится непроходимый Лабиринт. Если кто-нибудь вошел туда без клубка нити, он не сможет найти выхода. На этом четырехгранном памятнике стоит пять пирамид — четыре по бокам и одна в середине. Каждая их сторона у основания имеет 75 футов, в высоту 150. Вершины этих пирамид увенчаны медным шаром и куполом над всеми ними, с которого спускаются на цепях колокольчики, издающие при движении ветра звон на большом расстоянии, как это некогда было в Додоне. Сверху этого шара находится еще четыре пирамиды, и высота каждой по 100 футов». На платформе этих четырех находится еще пять пирамид, высоту которых Варрон постыдился назвать. Легенды этрусков рассказывают, что эта высота равнялась всей высоте здания. Вот до чего безумный бред ищет славы, в то время как эти расходы никому не приносят пользы"

3

Надо полагать, что найти в Поджо Ренцо все эти лабиринты, пирамиды, шары и колокольчики всерьез никто не рассчитывает. Но обследовать гробницу, которая хронологически точно совпадает со временем царствования Ларса Порсенны, — очень интересная и завидная задача.

Юлия Штутина

Сноски

1 — «История Рима от основания города», II, 9. Пер. Н. А. Поздняковой
2 — «История Рима от основания города», II, 10-12. Пер. Н. А. Поздняковой
3 — «Естественная история», XXXVI.19.91-93, Пер. А. Тахо-Годи