Сюрреалистичный мир людей-машин в работах Бориса Арцыбашева
Борис Арцыбашев — американский художник и иллюстратор. Он родился в Харькове в 1899 году в семье известного писателя Михаила Арцыбашева. В годы Гражданской войны служил в Белой гвардии и в 1919 эмигрировал в США. Он поселился в Нью-Йорке, где работал в гравюрной мастерской.
Слава пришла к Арцыбашеву в начале 20-х годов благодаря иллюстрациям для детских книг, некоторые из которых он писал сам. За свои работы он получил медаль Джона Ньюбери и медаль Калдекотта.
Одной из таких книг была «Семеро Симеонов», которая является адаптацией одноименной русской народной сказки.
В 40-х и 50-х годах Арцыбашев рисовал обложки для таких известных журналов как Life, Fortune и Time, всего более двухсот обложек. Также он занимался рекламой для таких компаний как PanAm, Parker Pens, Shell Oil и Xerox.
В 1954-м году вышла книга «Как я вижу» (
), в которой Арцыбашев собрал свои персональные работы.
Книга состояла из нескольких серий, одна из которых, Machinalia, создана им еще в 30-е годы. В ней заводские механизмы были наделены чертами живых людей. Вот, что писал Арцыбашев в предисловии к своей книге:
"Машины приводят меня в восторг, их сила, их точность, их готовность выполнять самые тяжелые и монотонные задания. Я с большим удовольствием бы смотрел за тысячетонным экскаватором, роющим канал, чем за тысячей рабов, исполняющих то же действие".
Евгений Штейнер в книге «
» называет картины Арцыбашева смесью сюрреализма и модернизма.
Штейнер отмечает, что подобное восхищение машинами, олицетворением которого является Machinalia, было характерным для начала 20-х как в США, так и в СССР.
Арцыбашев увлекался психологией, поэтому старался не только наделить машины антропоморфными чертами, но и передать их характер.