Четыре века лунных карт
Ровно 406 лет назад, 30 ноября 1609 года Галилео Галилей нарисовал первую карту Луны, основанную на оптических наблюдениях за ней. Конечно, она была и близко не так точна, как современные карты и глобусы, но зато породила целую новую науку — селенографию (от греч. Σεληνη — «луна» и γραφω — «пишу»). Мы решили проследить за историей лунных карт и показать, как менялась их точность с развитием телескопостроения.
Первые зарисовки Луны относятся еще к неолиту, 3330-2790-х годам до нашей эры. Схематичное изображение, в котором угадываются лунные моря (в частности, Изобилия, Нектара, Спокойствия и Кризисов), ученые обнаружили в 1980 году в ирландском местечке Наут. Отдельные описания поверхности встречались во многих источниках, например, в работах Демокрита и зарисовках Леонардо да Винчи. Однако, основной прорыв произошел в 1609 году, когда Галилей впервые использовал зрительную трубу для изучения небесных объектов.
Первый инструмент, использованный астрономом, обладал небольшим увеличением — всего в три раза. Ученому удалось построить более серьезный его аналог, увеличив оптическую силу на порядок и добившись 32-х кратного увеличения. Благодаря этому, Галилей смог подтвердить, что Луна — не идеальная гладкая сфера, как считалось ранее, а обладает выраженным рельефом с горами и низменностями. По теням от гор удалось даже определить их среднюю высоту — около семи километров.
На четвертый или пятый день после соединения с Солнцем, когда Луна представляется нам с блестящими рогами, граница, отделяющая темную часть от блестящей, не простирается ровно по овальной линии, как это бывает у абсолютно сферического тела, но обозначается неровной, угловатой и извилистой линией, как изображено на прилагаемом рисунке; действительно, многие блестящие как бы выросты протягиваются за границы света и мрака в темную часть и, наоборот, темные частички входят внутрь светлой области. Кроме того, великое множество небольших черных пятен, совершенно отделенных от темной части, повсюду осыпает почти всю область, уже залитую солнечным светом, за исключением той только части, которую занимают большие и древние пятна. Мы замечали даже, что только что упомянутые небольшие пятна все и всегда сходятся в том, что имеют черную часть со стороны, обращенной к месту Солнца; со стороны же, противолежащей Солнцу, они увенчиваются более светлыми границами, как бы пылающими черными хребтами. Примерно такую же картину мы имеем на Земле около солнечного восхода, когда видим долины еще не залитые светом, а горы, окружающие их со стороны противоположной Солнцу, уже горят ярким блеском; и подобно тому как тени земных впадин уменьшаются по мере поднятия Солнца, так и эти лунные пятна теряют темноту с возрастанием освещенной части.
Звездный вестник, Галилео Галилей, 1610 год
Спустя сорок лет свою карту, а вернее, целый атлас лунной поверхности опубликовал польский астроном Ян Гевелий. Она была уже гораздо детальнее карты Галилея, но все равно содержала неточности. Ученый использовал для наблюдений более серьезный телескоп с фокусным расстоянием около пяти метров, но и он не мог избежать аберраций, характерных для ранних приборов. Атлас, озаглавленный «Селенография» служил ориентиром для астрономов на протяжении века.
Современные названия (номенклатура) объектов лунной поверхности появились благодаря труду «Новый Альмагаст» Джованни Риччоли, иезуитского священника. Опубликованная в 1651 году, книга представляла собой сборник всех современных знаний, касающихся астрономии. В ней были введены такие типы лунного рельефа, как моря и озера. Рисунки в труде были выполнены Франческо Гримальди, коллегой Ричолли. Кстати, именно благодаря этой работе, в астрономии появилась традиция давать кратерам имена ученых.
Следующим серьезным прорывом стала подробная карта Луны за авторством Вильгельма Бера и Иоганна Медлера. Астрономы отметили свыше 7 тысяч различных деталей на поверхности нашего спутника. Карта была создана в период с 1830 по 1837 годы. Спустя всего пару лет была обнародована дагерротипия — один из первых способов фиксации изображений, во многом изменивший принцип составления лунных карт. Первый дагерротип Луны был получен в 1838 году Луи Дагерром.
Спустя всего полвека, в 1897 году Парижская обсерватория выпустила подробный фотографический атлас Луны. Все более поздние карты лунной поверхности были составлены уже с использованием фотографических методов. К примеру, первая карта обратной стороны Луны была составлена на основе снимков, переданных космическим аппаратом «Луна-3» в 1959 году.
Сейчас, благодаря программам исследования космоса, каждый из нас может получить доступ не только к плоским лунным картам, но и изучить трехмерный рельеф поверхности нашего спутника. Пожалуй, удобнее всего это сделать с помощью сервиса Google Moon.
Владимир Королев.