Ученые уточнили возраст шигирского деревянного идола
Специалисты лаборатории радиоуглеродного анализа в немецком Мангейме, исследовав так называемый Большой Шигирский идол — древнейшую известную деревянную статую в мире, — пришли к выводу, что его возраст составляет около 11 тысяч лет. Прежде считалось, что ему около 9500 лет. О результатах исследований было объявлено 27 августа на пресс-конференции в Свердловском областном краеведческом музее, где хранится идол. В рецензируемых научных изданиях они пока не опубликованы.
Новая датировка позволяет отнести Шигирский идол к самому началу голоцена — текущей геологической эпохи. Он вдвое старше египетских пирамид и британского Стоунхенджа и представляет собой уникальный памятник первобытных культур Евразии.
Исследование проводилось методом ускорительной масс-спектрометрии. Он позволяет провести радиоуглеродное датирование гораздо точнее и на меньшем количестве материала. Попросту говоря, несколько щепок, извлеченных из глубины идола (его поверхность при реставрации обработана консервантами, что создает лишние «шумы»), сожгли в специальной камере и изучили образовавшиеся ионы. Датировка уточнялась сложной калибровкой. Прежняя датировка получена в 1997 году более простым радиоуглеродным анализом, который проводили специалисты двух российских лабораторий (в Москве и в Санкт-Петербурге).
Шигирский идол нашли в 1890 году в торфянике близ деревни Калата (ныне город Кировград), примерно в ста километрах к северо-западу от Екатеринбурга, при разработке золотого прииска. На этом месте в каменном веке находилось крупное поселение. Его остатки прекрасно сохранились благодаря торфяной почве, которая консервирует органические материалы. Это, среди прочего, костяные наконечники стрел, роговой кинжал, кремневые кинжалы, гарпуны, рогатины и т.п. Самым поздним артефактам Шигирской археологической культуры около 5 тысяч лет.
Согласно реконструкции, предложенной в начале ХХ века археологом Владимиром Толмачёвым, идол имел в высоту 5,3 метра (часть утрачена во время Великой Отечественной войны, по-видимому, из-за общей суматохи в связи с массовой эвакуацией на Урал). Собственно говоря, идол представляет собой огромную доску из лиственницы (ее срубили в возрасте 157 лет), испещренную орнаментом и увенчанную резной человеческой головой. В орнаменте различимы шесть личин (вырезанных лиц): по три на каждой стороне, одно под другим. Таким образом, идол как бы состоит из семи фигур: по три «вложены» друг в друга на тулове с каждой стороны, а седьмая — это вся статуя целиком. Специалисты высказывали осторожные предположения, что идол отражает древние представления об устройстве мироздания: «верхний», «средний» и «нижний» миры, объединенные под властью верховного божества. Однако в ходе нового исследования обнаружена еще одна, восьмая личина, что еще больше запутывает картину.
11 тысяч лет назад — это, помимо всего прочего, ориентировочная датировка так называемой неолитической революции, то есть перехода человечества от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Древнейшим центром зарождения сельского хозяйства считается Ближний Восток. На Урале следы возделывания земель относятся к более поздней эпохе. То есть Шигирский идол — памятник культуры охотников и собирателей, которые, выходит, были не такими уж и примитивными.
Сопоставление археологии Шигирского торфяника с данными других наук во многом спекулятивно, но интригует. Культуру, создавшую идол, можно попробовать соотнести с носителями так называемого прауральского языка. Шигирская археологическая культура, судя по характеру обработки материалов, состояла в родстве с Кундской культурой в Прибалтике, существовавшей 7–10 тысяч лет назад. Современные финские лингвисты Петри Каллио и Якко Хяккинен полагают, что прауральский язык распался (то есть разделился на отдельные языки, соответствующие различным народностям) около 4 тысяч лет назад. Финно-угорские народы, говорящие на языках, которые произошли от прауральского, до сих пор населяют северо-восток Европы и часть Сибири, хотя в первые века нашей эры их сильно потеснили славяне. Это современные финны, эстонцы, саамы, мордва, марийцы, удмурты, коми, ханты, манси, а также венгры — ближайшие родственники хантов и мансей, переселившиеся на Дунай уже в IX веке.
Шигирская и Кундская культуры относятся к слишком глубокой древности, чтобы применять к ним современные этнические определения. Уже само сопоставление их с прауральцами — не более чем предположение, которое крайне сложно подтвердить. Собственно финно-угорскими считаются Черкаскульская и Межовская культуры бронзового века (около 4 тысяч лет назад) на Южном Урале (преимущественно нынешняя Челябинская область). По соседству, в Башкирии, находится знаменитая Капова пещера с наскальными рисунками возрастом 15–18 тысяч лет (то есть они созданы до наступления голоцена, еще в ледниковый период). Короче говоря, Урал на заре человеческой истории был немаловажным культурным очагом.
Генетическое родство, языковое родство и родство археологических культур не всегда напрямую связаны между собой. И тем не менее, Шигирский идол можно считать эффектным символом этого очага. Культуры, народы и языки, родившиеся на Урале, были большой загадкой для тех, кто явился на их земли позже: славян (индоевропейцев по происхождению) и тюрок (к каковым относятся, среди прочих, современные башкиры). В их фольклоре финно-угры предстают лесными дикарями и мрачными колдунами. И это тоже «рифмуется» с таинственным идолом, найденным в торфяном болоте.
Артём Ефимов