Археологи нашли «утраченный» город гомеровских героев
В конце августа 2015 года министерство культуры Греции объявило, что недалеко от современной Спарты раскопан дворцовый комплекс микенской эпохи, существовавший в XVII-XIV веках до нашей эры. Не исключено, что именно здесь располагался политический и экономический центр Лаконии, царства, которым правил гомеровский герой Менелай. Это его красавицу-жену Елену похитил Парис, из-за чего разразилась Троянская война. Внешняя скромность находки (в так называемом дворце насчитали всего десять помещений) компенсируется увлекательным содержанием и далеко идущими выводами.
Место, где находится дворец, называется Айос Василеос (Άγιος Βασίλειος) — по старой византийской церкви св. Василия. Оно расположено двенадцатью километрами южнее Спарты возле деревни Ксирокампи (Ξηροκάμπι). С 2009 года экспедицией в Айос Василеос руководит Адамантия Василогамвру (Adamantia Vasilogamvrou, Αδαμαντία Βασιλογάμβρου). Первые увлекательные находки были сделаны в 2008 и 2009 годах: тогда археологи обнаружили несколько глиняных табличек с записями, выполненными линейным письмом Б.
До этого открытия таблички с линейным Б находили в шести дворцовых центрах: на Крите — в Кноссе и Кидонии, на материковой Греции — в Микенах, Пилосе, Фивах и Тиринфе. А в политически важной и богатой области Лакония (или Лакедемон, что на юго-востоке полуострова Пелопонесс) таблички с письмом Б ученым не попадались. При этом кандидатов на роль главного дворцового комплекса в Лаконии хватает: вблизи современной Спарты расположен ряд археологических центров микенской эпохи. Так, большой интерес для исследователей представляет Менелайон, святилище Менелая и Елены. Героев «Илиады» в нем почитали в классическую эпоху, а не в микенское время. Но рядом со святилищем находится значительного размера микенское поселение, в центре которого расположено крупное здание так называемого протодворцового типа: массивное, с большим количеством помещений. Но никаких иных свидетельств в пользу того, что Менелайон мог бы считаться столицей Лаконии, там не найдено.
Есть и альтернативный кандидат — Пеллана, расположенная 25 километрами севернее Спарты. Спор греческого археолога Теодора Спиропулоса, который считает, что Пеллана и есть забытая столица Лаконии, с коллегами, которые эту точку зрения не разделяют, носит настолько ожесточенный и неприятный характер, что разбор конфликта попал в популярный в англоязычной академической среде сборник «Archaeological Fantasies: How Pseudoarchaeology Misrepresents the Past and Misleads the Public» («Археологические фантазии: как псевдоархеология искажает прошлое и обманывает общественность» (кстати, английская википедийная статья о Спиропулосе — является отличным примером искажения и обмана. В ней, например, упоминается «множество табличек линейного Б», найденных в Пеллане. В действительности в Пеллане не обнаружено ни одной таблички).
Надо сказать, что непосвященному человеку эти таблички интересными не кажутся: они содержат предельно скупые хозяйственные записи о количестве скота, сосудов, оружия, людей и т.д. Но важно помнить, что этим письмом на табличках (встречаются еще единичные надписи на сосудах) пользовались только во дворцах, это была система записи, которую использовали дворцовые администраторы, то есть правящая бюрократия. Соответственно, полагают ученые, там, где есть архив табличек, там и находился политический и хозяйственный центр древнего царства.
Микенцы строили свои дворцы на господствующих высотах, и Айос Василеос — не исключение. Он удобно расположен на плоской макушке большого холма, откуда открываются виды на окрестные равнины и горный хребет Тайгет, рядом протекает крупная по греческим меркам река Эврот. Дворец в Айос Василеос выглядит скромно по сравнению с обширными комплексами в Микенах, Пилосе, Тиринфе и Кноссе: в нем всего десять помещений, в то время как в больших дворцах комнат могло быть полсотни и даже больше. В отличие от того же Тиринфа или Микен Айос Василеос не может похвастаться ни массивными стенами, ни красивыми воротами, ни сложными галереями, ни обширными складами. Но, так же как и все большие микенские центры, он несет следы разрушений и пожаров, постигших его в конце XIV — начале XIII веков до нашей эры. Так же, как и в других дворцах, в Айос Василеосе найдены настенные росписи, оружие (необычно большой клад: 21 бронзовый меч в одном хранилище), предметы культа (статуэтки и сосуды). В числе уникальных артефактов стоит упомянуть красивую резную печать с изображением морского моллюска наутилуса и расписной глиняный ритон (широкогорлый сосуд для питья, напоминающий рог) в виде бычьей головы.
Словом, ничего сверхъестественного в Айос Василеосе нет, но то обстоятельство, что на раскопках найдены документы, написанные линейным Б, меняет дело. Правда, о точном количестве табличек пресс-релиз Министерства культуры Греции не сообщает. Известно, что в 2008 и 2009 году было найдено три таблички и два осколка, а в последующие годы их число выросло. Так, на странице экспедиции в Фейсбуке есть фотография найденной в сезоне 2015 года таблички, которой присвоен номер 99, но это необязательно означает, что архив уже состоит из 98 табличек: у каждой экспедиции может быть свой принцип нумерации находок.
Первые таблички уже расшированы, и они ничем не отличаются от найденных ранее в других местах: они содержат списки предметов. Так, на одной упоминаются предметы, связанные с клинками, но не мечи и не кинжалы, вероятнее всего — ножны, числом около 500. Вторая табличка читается неуверенно, но вероятнее всего, на ней записано распространенное греческое имя Антиох, встречающееся и у Гомера. Контекст третьей — производство тканей, важнейшая часть мирной экономики микенского времени, в четвертой (фрагментарной) упоминаются ароматические вещества или притирания. Пятая табличка, точнее, ее осколок, содержит изображение сосуда, что-то вроде двуручной гидрии на треножнике. По мнению дешифровщиков, все надписи были сделаны опытными писцами. С точки зрения авторов публикации, это означает, что работа с табличками в Айос Василеосе велась на постоянной основе, следовательно, этот дворцовый комплекс можно сопоставлять с другими — Кноссом, Фивами, Микенами и прочими.
Отметим, что повод для публикации пресс-релиза об Айос Василеосе был таков: раскопки в конце сезона посетила Мария Андриадаки-Владзаки, генеральный директор Управления древностей и культурного наследия при Министерстве культуры. Не находки, и не научные публикации послужили поводом для пресс-релиза, а визит чиновника. Так что и ответственность за введение в оборот Айос Василеоса как дворцового центра лежит пока на министерстве, а не на ученых.
Впрочем, научное сообщество с большим интересом следит за этими раскопками. Так, кембриджский эксперт по древним индоевропейским языкам Торстен Мейсснер в переписке с изданием Live Science назвал результаты раскопок в Айос Василеосе «крайне важными» и подчеркнул, что практически все крупные центры, упомянутые Гомером в поэмах, уже найдены, оставалась только микенская Спарта, «последний большой приз». И вот она, возможно, найдена. И пусть это не такой выразительный дворец, как микенский или фиванский, но он есть. И впереди у него еще много археологических сезонов и новых находок.
Юлия Штутина