Как викинги завоевали половину Европы, но едва не погибли в суровой Исландии
Недавно археологи опубликовали результаты подробных исследований останков первых поселенцев в Исландии. Судя по их анализу, жизнь на острове в те времена была исключительно трудной: люди страдали серьезными заболеваниями костей и суставов, которые были вызваны отчасти тяжелой работой, отчасти плохим питанием. Мы решили изучить подробнее, кем были первые поселенцы, откуда и зачем они приплыли на остров.
Людям в средневековой Европе жилось несладко: войны и распри феодальных сеньоров, болезни, бесконечные поборы. В конце VIII века на жителей Европы свалилась новая напасть. Банды странных людей с севера приплывали на побережья, грабили и сжигали прибрежные поселения, а жителей убивали или уводили в рабство. Началась эпоха викингов, продолжавшаяся до середины XI века.
По одной версии слово «викинг» произошло от норвежского «vik» — бухта, залив. Соответственно «viking» — человек из бухты или порта. По другой версии, считающейся наиболее убедительной, от старонорвежского глагола «vikja» — «отклоняться, поворачиваться, уходить в поход». Так называли людей, уезжающих из родных мест с целью грабежа или торговли. За пределами Скандинавии викингов называли «норманнами», «данами», «людьми с Севера». Однако в захватнические походы уходили люди разных национальностей — кроме норвежцев, шведов и датчан в них участвовали и балтийские славяне.
Сначала скандинавские пираты грабили прибрежные города и поселения, затем они осмелели и стали подниматься на своих быстроходных кораблях, драккарах, по рекам вглубь страны. Не раз викинги грабили города внутри континента, они добирались до Руана и Парижа в королевстве франков, до Лондона в Англии и Дублина в Ирландии. Если город или поселение отваживались сопротивляться, его зачастую сжигали до основания, а жителей или убивали, или угоняли в рабство.
Франкские и английские короли и сеньоры нередко пытались заключать мирные соглашения и откупаться от разбойников. Суммы выкупов впечатляют. Например, в обмен на 12-летний мир и обещание уйти из пределов королевства норманнам заплатили гигантскую сумму в 12 тысяч фунтов (чуть меньше 5 тонн) серебра. Конечно же, викинги обычно быстро «забывали» о соглашениях и грабежи продолжались. В конце концов, когда викинги стали контролировать большую часть страны и угрожать самому существованию франкского государства, им отдали большую область на северо-западе королевства в обмен на мир и крещение. Новоиспеченное герцогство стало называться Нормандия по имени своих новых владельцев. Позднее нормандский герцог Вильгельм Завоеватель захватил верховную власть в Англии и основал династию английских королей. Нормандский же герцог Роджер де Отвиль захватил южную Италию и Сицилию и создал на этих территориях норманнское королевство.
Но не всегда новые земли приходилось завоевывать, необитаемые земли можно было просто заселить.
Исландский летописец Сэмунд Сигфуссон (1056—1133) так описывал открытие Исландии: «Люди из Норвегии собрались плыть на Фарреры; некоторые называют среди них викинга Наддода. Однако их отнесло на запад, в море, и там они нашли большую землю. Выйдя в восточные фьорды, они поднялись на высокую гору и огляделись по сторонам, не видать ли где-нибудь дыма или еще каких-либо признаков, что земля эта обитаема, но ничего не заметили. Осенью они вернулись на Фарреры. Когда они уходили в море, на горах уже лежало много снега. Потому они назвали эту страну Снежной землей».
Несколько лет спустя, в 861 году, до Исландии добрался швед Гарвард Сваварсон. Третьим викингом, который и дал острову современное название, оказался норвежец Флоки Фильгерварсон. Его собратья были поражены обилием рыбы, тюленей и птиц на острове. Они так увлеклись охотой и рыбной ловлей, что не стали заготавливать сено для домашнего скота на зиму, хотя на острове было много прекрасных пастбищ. Зимой снега выпало так много, что скот не мог добраться до травы и его пришлось пустить на убой. Весной снег долго не таял и фьорд, недалеко от которого жили поселенцы, был полон айсбергов. Поэтому Флоки и назвал остров Исландией, «Ледяной землей». На следующий год поселенцы перебрались южнее, перезимовали и вернулись в Норвегию.
Так как Исландия на момент переселения была необитаема, ее заселение прошло мирно, распри из-за земли начались позднее.
Летописи называют имя первого жителя Исландии — это был выходец из Норвегии Ингольф Арнарсон, который в 874 году основал поселение на юго-западе острова, рядом с незамерзающей бухтой. Поселение получило название Рейкьявик, «дымящаяся бухта» или «залив дымов».
Основная масса переселенцев появилась на острове в конце IХ века, после того, как власть в Норвегии захватил один из норвежских князей, Харальд Прекрасноволосый, который повел успешную войну за объединение мелких княжеств. Побежденным князьям и их приближенным пришлось бежать из Норвегии. Часть беженцев ушла на восток, в Швецию, часть — в Европу, часть — в Исландию.
Несмотря на приполярное местоположение, климат на острове оказался мягче, чем можно ожидать от приполярного острова. Суровые зимы бывают там не каждый год. Однако большая часть острова практически непригодна для жилья, так как практически круглый год море и побережье покрыты снегом и льдом. В центральной части острова много гор и вулканов, и пастбищ там практически не было. Поэтому сначала люди селились на самых плодородных землях вдоль побережья на южной, лесистой стороне острова, рядом с которой проходит теплое Северо-Атлантическое течение.
Прибывшие поселенцы обзаводились земельными наделами очень интересным способом. Как поясняет Стриннгольм, мужчина мог взять в собственность столько земли, сколько он мог обойти за день с горящим факелом в руках. На границах надела зажигались костры, чтобы освятить огнем землю. Женщине разрешалось занять участок земли, который она могла обойти в весенний день от восхода до заката солнца, ведя на поводу двухлетнюю корову.
По мере того, как на остров приезжало все больше и больше людей, плодородной земли хватать перестало и закономерно стали возникать споры за лучшие наделы. Чтобы их разрешать, в областях начали созываться тинги — собрания свободных мужчин (аналог новгородского вече), где действовал суд для разрешения споров. Приблизительно через 50 лет после начала переселения, в 930 году, в Исландии первый раз был созван альтинг — собрание представителей областей, прообраз современного парламента. Альтинг собирался раз в год, в начале лета, для решения наиболее важных вопросов. Именно на альтинге в 1000 году всеобщим голосованием решили принять христианство. Это был один из редких примеров того, как смена одной религии на другую произошла мирно, без кровопролития.
Еще одним следствием существования парламента и выборной системы было то, что и глава государства, лагман, тоже был выборным. Он избирался на альтинге каждые три года и мог быть переизбран, а в случае какого-либо серьезного проступка лагмана отправляли в изгнание.
Основными занятиями первых исландцев были рыболовство, охота на птиц, тюленей и китов, скотоводство. На острове разводили коров, свиней и овец. Соответственно, основной пищей служили свежая и сушеная рыба, мясо птицы и птичьи яйца, молоко, сыр и мясо домашнего скота. Поселенцы выращивали рожь и ячмень, из которого на праздники варили пиво. Из ржи и ячменя делали хлеб. А вот овощей и фруктов на острове практически не было, только дикие ягоды, которые подслащивали медом и ели на десерт.
Отсутствие овощей и фруктов плохо сказывалось на здоровье древних поселенцев. В уже упомянутом в начале статьи исследовании ученые, проанализировав скелеты первых поселенцев, обнаружили, что у многие исландцы страдали от гипостероза, дегенеративных болезней суставов и других, более специфичных травм. Ряд повреждений, по-видимому, был вызван цингой, — что неудивительно при почти полном отсутствии растительной пищи.
Во времена первых поселенцев почти две трети острова были покрыты лесами, поэтому сначала исландцы строили деревянные дома. «Длинный» дом эпохи заселения, найденный недавно в Рейкьявике, подтверждает этот факт. Вообще, «длинный» дом — строение длиной до 80 метров, разделенное на отсеки для жилья, амбара и хлева для скота, считался типичным для Скандинавии, в Исландии подобных построек раньше не находили. Позднее, когда леса практически свели на нет, в обиход вошли дерновые или торфяные дома, которые представляли собой деревянный каркас с проемами для окон и дверей, обложенный несколькими слоями дерна или торфа.
Исландцы активно торговали со скандинавскими странами, с Англией и Шотландией. Основными статьями экспорта были сушеная рыба, сало, шерсть, изделия из кожи и меха. Ввозили в Исландию строевой лес, полотно, муку и корабли. Интересно, что рыба и рыбопродукты до сих пор составляют больше шестидесяти процентов экспорта страны.
Горячие источники, которыми изобилует остров, бывают двух видов: кипящими, которые исландцы называли «котлы» и варили в них пищу, и теплыми, со спокойной водой, которые использовались как бани. Возле теплых источников часто выпасали скот.
В теплые, бесснежные зимы скот пасся на открытом воздухе. Если же зима выдавалась суровой, а это случалось довольно часто, начинался неурожай и падеж скота и тогда исландцам приходилось туго. Люди ели ворон и лисиц, бедных и стариков бросали в море, чтобы не кормить лишние рты. Как и в других скандинавских странах, маленьких детей во время неурожая уносили в лес или на берег моря и там оставляли. Эта жуткая практика была запрещена только после принятия христианства.
Освоившись с суровой природой острова, поселенцы двинулись дальше. В 981 году Эйрик Рауди (Рыжий), изгнанный с острова на три года за убийство, отправился на запад. За три года он и его спутники исследовали новые земли и вернулись с рассказом о богатой Гренландии («Зеленой земле»). Более 700 колонистов, привлеченных рассказами Эйрика, на 25 грузовых судах двинулись в путь и основали поселение на южном берегу острова. Позднее, когда переселенцев стало больше, они основали еще одно поселение на западном берегу.
Колонии в Гренландии просуществовали четыре столетия. В XIV веке на острове появились предки современных инуитов и начали нападать на поселения. Примерно в это же время начался малый ледниковый период и к концу века на всей территории острова установилась вечная мерзлота. В середине XIV века на острове началась эпидемия чумы, от которой погибла половина жителей. В 1460 году связь с Гренландией прерывается. Что случилось с местными жителями, истребили ли их инуиты, вымерли ли они от холода и болезней или вернулись в Исландию? Ответа на этот вопрос до сих пор нет.
По-видимому, при том уровне технического оснащения и способе ведения хозяйства, который был у викингов, выжить в Гренландии было просто невозможно. А Исландия, таким образом, оказалась их самым суровым северным домом.
Ксения Хохлова
Источники:
Андерс Магнус Стриннгольм. Походы викингов. АСТ. 2007
Г. Ласкавый. Викинги. Походы, открытия, культура. Минск: МФЦП, 2004
Н.Будур. Повседневная жизнь викингов в IX - XI веках. Молодая Гвардия. 2007