Составляем гербарий по тексту Иосифа Бродского
Пятого июня отмечается всемирный день окружающей среды. Лучший способ начать эту среду ценить — начать хоть немного в ней разбираться. Например, выйти из дома и попытаться определить несколько самых распространенных в нашей полосе растений. Наступило лето, и сейчас это делать особенно приятно. Еще приятней, если выбрать себе в путеводители «Эклогу» Иосифа Бродского, который, оказывается, был большим знатоком русской флоры.
Куриной слепотой чаще всего называют лютик едкий, Ranunculus acris L. Как и другие Лютиковые, это ядовитое растение, содержащее токсины анемонин и протоанемонин. Названия токсинов происходят от названия другого рода из семейства Лютиковых — анемоны, по-русски — ветреницы Anemone L.
Репейник и лопух это, конечно, одно растение, но когда Бродский пишет про «пыльный эполет» он явно имеет ввиду лист, а когда ниже речь идет про «мину, взорвавшуюся как бы наполовину» — соцветие. Примерно так же кинза (листья) и кориандр (семена) называются по-разному, хотя это одно и то же растение. Хорошим лопухом для гербария может стать наиболее распространенный у нас Arctium tomentosum Mill., а на роль репейника подойдет обладатель более ярких соцветий Arctium lappa L.
Кипрей — народное название иван-чая узколистного, Chamerion angustifolium (L.) Holub. В то время, когда Бродский писал «Эклогу», растение относилось к другому роду, собственно к роду кипрей и называлось кипрей узколистный (Epilobium angustifolium L.).
Под «вьюнком» чаще всего имеют ввиду вьюнок полевой, Convolvulus arvensis L. или, реже, повой заборный Calystegia sepium (L.) R.Br. Оба растения относятся к семейству Fringillidae (Вьюнковые). Как декоративное у нас культивируется и дичает также американский повой вздутый (Calystegia inflata Sweet), у него более крупные цветки и венчик ярко-розовый, а не светло-розовый с белым как у повоя заборного.
Самое известно растение рода пырей — пырей ползучий, Elytrigia repens (L.) Desv. ex Nevski. Считается одним из самых злостных сорняков, так как хорошо размножается вегетативно. Относится к той же трибе (группе близких родов), что и пшеница.
Болиголов из «Эклоги» это, скорее всего, болиголов пятнистый Conium maculatum L. (Зонтичные). Впрочем, иногда водным болиголовом зовут вех ядовитый, он же цикута Cicuta virosa L. или даже представителя другого семейства, — багульник болотный, Ledum palustre L. (Вересковые). Что именно выпил Сократ: Conium или Cicuta — не ясно, все эти растения ядовиты и вызывают головную боль, отсюда и название.
Представителей Зонтичных в «Эклоге» вообще много: это и болиголов, и дягиль, и анис. В нашем подмосковном травостое они обращают на себя внимание, что хорошо видно, например, на картинах Шишкина, где часто можно увидеть также сныть и купырь.
С дягилем может возникнуть путаница. Есть растение дудник лесной, который называют дягилем, Angelica sylvestris L., а есть дягиль лекарственный Angelica achangelica L. — более крупное и заметное растение, часто растущее около воды. Их все время то объединяют в один род, то разносят в два разных. Оба зонтичные, лекарственные, ароматические, таксономически близкие растения. На лекарственные свойства, по легенде, указал ангел, отсюда и латинское название.
Учитывая, что полынь названа в тексте «терпкой», скорее всего имеется ввиду полынь горькая или серебристая Artemisia absintium L. Она пахнет сильнее других видов своего рода и именно из нее делают абсент. Впрочем, более распространенным видом является полынь обыкновенная, Artemisia vulgaris L. Оба растения относятся к рудеральным, то есть первыми заселяют разрушенные экосистемы.
Сурепка — типичное для нас желтенькое крестоцветное Barbarea vulgaris L., однокоренное с именем Варвара. Для нас вообще Крестоцветные это, в первую очередь, сурепка и пастушья сумка, любому ребенку их показывают очень рано, из пастушьей сумки делают детские погремушки. На них также хорошо изучать разницу между стручком (плод сурепки) и стручочком (плод пастушьей сумки): у стручочка длина плода не более чем в три раза превышает ширину.
Осокой можно назвать любого представителя этого очень обширного рода — в нем почти 2000 видов. Типичным и одним из самых распространенных видов является осока волосистая, Carex pilosa Scop. Это небольшое, высотой до полуметра многолетнее растение с ползучими корневищами.
Пастушья сумка обыкновенная имеет видовое латинское название, совпадающее с русским тривиальным: Capsella bursa-pastoris (L.) Medik. Тут интересен буквальный перевод, вошедший почти во все языки. По-французски пастушья сумка это Le bourse a pasteur, по-английски Shepherd’s Purse, по-немецки Hirtentäschel, по-чешски Kokoška pastuší.
Конский щавель, Rumex confertus Willd, трудно спутать с другими растениями. Как и у всех представителей семейства Гречишные, листья в основании у щавеля срастаются во влагалище — по этому признаку легко определить его других растущих у нас родственников: горец и гречиху. Щавель раньше также называли кислицей, а конский щавель — кислицей конской или лягушечьей. Но со временем это название стало обозначать совсем другие растения — представителей рода Oxalis L.
Люцерна, Medicago sativa L., используется как кормовое растение, но прекрасно растет и как дичок. В средней полосе встречаются и несколько других, аборигенных, видов люцерны. Их легко отличить по окраске цветов: они обычно желтые, в то время как у посевной всегда сине-фиолетовые.
Пополнить гербарий чабрецом можно даже не выходя в поле — он продается почти в любом супермаркете. Про чабрец важно знать две ключевые вещи. Во-первых, тимьян и чабрец — это одно и тоже, так можно называть любых представителей рода Thymus L. Во-вторых, определить чабрец до вида практически невозможно, особенно неспециалисту: встречаются несколько близких растений, которые легко между собой гибридизуются. Если вы живете в Москве, скорее всего вам попадется чабрец обыкновенный Thymus serpyllum L.
Тимофеевка, Phleum pratense L., — один из самых узнаваемых злаков, хотя часто ее путают с лисохвостом. У обоих растений цветы собраны в плотное соцветие, которое ботаники называют султаном. У тимофеевки, однако, колоски имеют несколько остей, напоминающих роговые выступы, а у лисохвоста ость на цветок только одна.
Петушок-или-курочка это не растение, а детская игра-угадайка: нужно найти злак с рыхлой метелкой и провести по стеблю снизу вверх, обрывая ее «веточки». Если из плотного пучка торчат отдельные длинные «перья» — это петушок, если нет — курочка. Чаще всего жертвой такой игры становятся мятлики, многочисленные представители рода Poa L.
С ромашками вечная путаница. С ботанической точки зрения ими являются представители рода Matricaria L. Это невысокие пахучие растения с сильно рассеченными листьями, напоминающими листья укропа. Но некоторых из них, например неприглядную Matricaria discoidea DC, обычный человек и ромашкой-то не назовет. Растение, на котором хочется погадать и которое выглядит как самая «архетипическая» ромашка – на самом деле нивяник, Leucanthemum vulgare Lam., близкий родственник хризантем и астр.
Мать-и-мачеха, — одно из самых простых для начинающего ботаника растений. Его сложно с чем-то перепутать, так как в роде Tussilago L. существует только один вид, Tussilago farfara L. Другое дело, что найти мать-и-мачеху сейчас, в июне, гораздо сложнее, чем во время цветения в начале весны.
В роде Atriplex L. более 250 видов, но чаще всего у нас встречается лебеда раскидистая, Atriplex patula L. Лебеда очень устойчива к солям в почве, поэтому часто растет даже там, где погибают другие растения. По-литовски лебеда звучит как «balanda», — прозрачное заимствование.
Из дикой мяты у нас наиболее часто встречается мята полевая, Mentha arvensis L., но существенно более известна мята перечная. Последняя — это гибрид мяты колосистой и водной Mentha spicata × Mentha aquatica. Хотя перечная мята, вообще говоря, культурное растение, она очень хорошо приживается и даже дичает, иногда переходя в роль сорняка.
У нас растет два вида крапивы: крапива двудомная Urtica dioica L. и крапива жгучая Urtica urens L. Последняя встречается южнее, у нее более мелкие листья и она действительно более жгучая. Вообще говоря, крапива жгучая, как бы это ни было контринтуитивно, тоже двудомная — то есть мужские и женские цветки у нее появляются на разных растениях.
Из всех наших папоротников более всего напоминают пагоды страусники, Matteuccia struthiopteris (L.) Tod. Их вайи (так называют «листья» папоротников) обычно сохраняют вертикальное положение, а не распластываются горизонтально, как, скажем у более часто встречающегося орляка обыкновенного Pteridium aquilinum (L.) Kuhn. Отличить страусник легко — это единственный в наших широтах вид, у которого есть специализированные спороносные вайи.
Анис — еще одно зонтичное в «Эклоге». Сам анис обыкновенный, Pimpinella anisum L. в Подмосковье не встречается, самое северное — в Воронеже, Ростове, в Крыму. Да и то только как культурное растение. Однако характерный анисовый запах имеют и другие зонтичные: бутень ароматный Chaerophyllum aromaticum L. или кервель душистый Myrrhis odorata (L.) Scop.
Шалфей — известное лекарственное растение, даже его родовое имя, salvia, происходит от латинского слова «здоровье». Это типичный представитель средиземноморской флоры, найти его в диком виде в средней полосе будет нелегко. Обычно у нас растет шалфей клейкий, Salvia glutinosa L., который доходит почти то Твери. В отличие от больший части видов его венчик не фиолетовый, а желтый. Иногда встречается и шалфей луговой, Salvia pratensis L., — как раз с сине-фиолетовым венчиком.
Аня Савченко
Екатерина Грошникова