«Мифы майя. От жертвоприношений и священного какао до книги „Пополь-Вух“ и подземного царства Шибальбы»

Как маис связан с сотворением человека

Майя передавали свою историю и знания о мироустройстве через мифы. Благодаря ученым, в частности Юрию Кнорозову, который дешифровал их иероглифическую письменность (подробнее об этом читайте в материале «Голос пляшущих человечков»), мы получили представление о религиозно-мифологической системе этой цивилизации. В книге «Мифы майя. От жертвоприношений и священного какао до книги „Пополь-Вух“ и подземного царства Шибальбы» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») историк, специалист по древней Америке Галина Ершова рассказывает, как индейцы представляли себе окружающий мир. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным основе их рациона— кукурузе.

Маис — дар богов

Легендам о происхождении маиса посвящены многие мифы. В «Пополь-Вух» основные события выстраиваются вокруг обретения маиса и создания из него человека. Это неслучайно, поскольку кукуруза — главное окультуренное растение практически всех американских индейцев, и она остается основой их пищевого рациона. С ее обретением изменилась вся жизнь в регионе. Люди перестали кочевать, стали жить в селениях и возделывать кукурузные участки — мильпы. У майя размер мильпы назывался хун-виник («один человек») и измерялся шагами.

Итак, маис, или кукуруза. Значение этого злака для большинства обитателей Америки очевидно, но, пожалуй, только у майя и их ближайших соседей он обретает «очеловеченный» образ. Безусловно, этот факт отражает тот самый древний, исходный антропоцентризм, присущий наиболее ранним картинам мира: все сущее неизбежно связано с человеком, похоже на человека, повторяет человека или же служит ему.

Выдающийся русский генетик Николай Вавилов, проводивший ценнейшие исследования в Мексике и Гватемале, еще в 1920-х годах пришел к выводу о том, что первые культурные сорта кукурузы были выведены в горных районах именно этих стран. Естественно, что столь важное, эпохальное для жизни целого континента событие не могло не найти отражения в легендах и преданиях, рассказываемых потомками далеких селекционеров пятого тысячелетия до нашей эры.

Кукуруза составляла основу жизни индейских народов, и потому в мифах о происхождении людей появление этого злака неразрывно связано с созданием человека. Так, в легенде народа майя-киче «Рождение маиса» повествуется о его «божественном» происхождении. Однако создатели злака — хоть и обожествленные, но все же предки по крови народа майя-киче: Великая Бабушка Ишмуканé и Великий Дедушка Ишпиакóк, трудившиеся не на небе, а на земле.

В древних текстах майя рассказы о какао и маисе обычно приписывают к разделу о «дарах богов». Однако все не так просто. Конечно, в «библии» майя-киче «Пополь-Вух» они предстают одним из главных элементов образа «рая земного», куда давнымдавно устремились голодные северные племена:

«Это было еще перед тем, как солнце, луна и звезды появились над головами Создательницы и Творца.

Из Пашиля, из Кайала, как именовались (эти страны), появились желтые початки кукурузы и белые початки кукурузы.

Вот имена животных, доставивших эту пищу: лисица, койот, попугай и ворона. Эти четыре животных принесли известия о желтых початках кукурузы и о белых початках кукурузы. Они сказали (Создательнице и Творцу), что они должны идти в Пашиль, и они показали им дорогу в Пашиль.

И так они нашли пищу, и это было то, что вошло в плоть сотворенного человека, созданного человека, это была его кровь, из этого была создана кровь человека. Так вошла кукуруза в (сотворение человека), по желанию Великой Матери и Великого Отца.

И вот тогда они были исполнены радости, потому что они нашли такую прекрасную страну, полную удовольствий, изобилующую вкусными початками желтой кукурузы и вкусными початками белой кукурузы; изобилующую также прекрасным паташте (сорт какао) и семенами какао. Нельзя и перечислить, сколько там было деревьев сапоте, кавуэш, хокоте, тапаль, матасано, какое множество меда. Там было изобилие восхитительной пищи, в этих селениях, именовавшихся Пашиль и Кайала. Там была пища всякого рода, малая и большая, и растения малые и большие. И дорога к ним была показана животными.

И тогда, размолов початки желтой кукурузы и початки белой кукурузы, Шмукане изготовила девять напитков, и из этой пищи пришла сила и плоть, и из кукурузы были созданы мускулы и сила человека. Вот что сделали Великая Мать и Великий Отец, Тепеу и Кукумац, как именовались они».

Странствия Создательницы и Творца и обретение маиса появляются в разных версиях мифа. Одна из них относится к временам так называемых странствий, когда предки майя-киче покинули легендарную родину Тулан и в поисках лучшей жизни двинулись навстречу солнцу. Им указывала путь утренняя Венера. Им показывали дорогу Гуакамайя и Ягуар. Дошли они до новых земель, где сельва изобиловала дичью, а водоемы — рыбой. Но боги вели людей дальше. Дошли до вулканов — и это стало знаком. Все обрадовались. Но начал забываться древний язык, начала забываться и вера предков. В странствии не было места для общения с богами. Наступил голод, многие изнемогали от усталости и болезней, порой подходила к концу даже жертвенная смола для курений пом.

Странники забеспокоились и попытались обратиться к богам. Но те не явились, не дали знака. Пришлось людям из Тулана брести из последних сил дальше.

Меж тем в местности Пашиль, в глубокой пещере Ишмукане и Ишпиакок готовили мильпу.

«Уже сложили они в мешочек заветные восемь частичек, из которых через восемь дней должно было родиться новое растение. Кремниевым ножом уже была вырыта ямка в земле. Теми восьмью частицами были: кусочек золота — в нем цвет и богатство; капля молока оленихи Кех — чтобы вышла сердцевина будущего зерна; коготь ястреба Шик — чтобы передать способность к перемещению; капля крови пумы Кох — чтобы придать стойкость; позвонок енота — чтобы сделать растение выносливым, поскольку енот живет в любом климате; кончик пера с убора индейца — чтобы вложить жизненную силу; наконец, кусочек зеленого нефрита — чтобы придать этому зерну дыхание вечности. Все это завернули великие прародители в узел из змеиной шкуры — чтобы передать зерну свойство заново рождаться каждый год. Встали на колени и опустили все это в ямку».

С восходом солнца показался росток. Блестящий зрачок огромного глаза, что зовется небом, направил на него свой лучистый взор. И в тот же миг самки зверей почувствовали, что принесут потомство. На маленький листочек в форме к 1f40 опья упала капля росы. Радуга, раст 1f40 ворившаяся в капле, несла 1f40 1f40 в себе души н 1f40 овых людей.

Маис появился!

Вскоре подталкиваемое ветром растение начало гордо раскачиваться под тяжестью двух початков;— совсем как счастливая мать с близнецами на руках. Ишпиакок послал навстречу путникам четырех гонцов с зернами, которые должны стать их пищей. Великая Бабушка Ишмукане разожгла огонь, чтобы сварить первые маисовые зерна. Вареные зерна превратятся в вязкую массу, а из массы приготовятся девять напитков. К напиткам добавят кровь тапира и змеи — они станут плотью будущих поколений.

Когда же весь маис был перемолот, Великая Бабушка по волшебному рецепту приготовила смесь. Затем Великий Дедушка взял тесто в свои руки и начал лепить из него тела четырех полубогов: Балам-­Акаба, Балам-Киче, Махукутаха и Ики-Балама, которые и стали основателями племени киче.

Закончив свой труд, усадил Великий Дедушка вылепленных людей рядком в тени краснолиственного дерева и, вдыхая жизненную силу дня, направил им в лица божественное дыхание — и оживил их.

Так было создано прекрасное растение кукуруза, а заодно и люди.

***

Эти версии мифов хранят в себе память о далеких странствиях племени еще до обретения своих земель. И, казалось, речь идет о том, как бредущий откуда-то с севера народ получил свои главные пищевые продукты, позволившие создать цивилизацию. Причем в тексте «Пополь-Вух» упоминается лишь состав плоти — маис. Миф пришедших с севера киче говорит о крови тапира и змеи. Однако если судить по иным источникам, то кровью первых людей было какао!

Сохранилось немало мифов, которые можно объединить в отдельную группу под названием «происхождение маиса», причем он всегда воспринимается как дар божественных предковсоздателей, обитающих в пещере.

Согласно версии индейцев майя-мочо из штата Чьяпас, некогда все обитатели Земли искали маис, который хранился под землей в пещере. Разные звери и насекомые пытались до него добраться, но удалось это только муравью. Тот попытался вытащить зерно через трещину в земле, для чего «раздул свою грудь и зад». Однако тому воспротивился владыка горы, который из вредности еще и перетянул его раздутое тельце ремнями. Но на помощь муравью, связнику между мирами, пришла Красная Молния, расколовшая гору своим лучом и высвободившая маис. Так муравьи стали носильщиками: они перетаскали из горы все зерна, а заодно прихватили и фасоль. И наступило на земле всеобщее счастье.

Этот миф лишь косвенно указывает на маис как дар богов, однако отражает еще и древний агротехнический прием. В 1920-е годы русский биолог Николай Вавилов выяснил, что совместный посев маиса и фасоли удобряет почву и повышает урожайность.

Миф постоянных соседей майя, индейцев пипиль, под названием «Белый маис» представляет одну из «жертвенных» версий появления кукурузы. Любопытную, как и все женщины, девушку заманивают перспективой знакомства с красивым юношей. Она упорно идет по его следу, пока не обнаруживает его в пещере, сидящим на троне в накидке из перьев. Он оказывается Владыкой Летучих Мышей, и это однозначно указывает нам на то, что девушка оказалась в потустороннем мире, где обитают божественные предки. У молодых людей, как положено, случается большая любовь, после чего девица возвращается из преисподней домой. Во дворце отца-правителя она рождает сына, больше похожего на летучего мышонка. И тут наступает катастрофа: в стране исчезает все зерно, и приключается голод, причину которого, е bbe стественно, все видят во гре b6b хе девушки. Папаша выго b41 няет b38 несчастную из дому b08 , с наказом найти хоть одно зерно и угрозой расправиться с ее сыном в случае, если она ослушается. Та в рыданиях возвращается в пещеру, где отец ребенка владыка Летучий Мыш дает 97c ей дельный совет: вырвать и посеять в землю ее собственные белые зубы. Юная мать так и поступает — из ее зубов всходит великолепный маис с огромными початками. Начинается сытая жизнь, народ счастлив. Девушку прощают и постановляют считать героической матерью, которой предки вручили этот прекрасный дар для спасения племени. Кстати, слова «зерно» и «зуб» (обычный, не коренной и не клык) на языке майя передаются одним словом ко (чо). Естественно, что в древнем письме для передачи этого слога служил один иероглиф. Таким способом, обыгрывая особенности языка, у майя, как и во многих культурах древности, создавались так называемые «тайные» тексты, имевшие, казалось бы, всем понятный смысл, но скрывающие и еще один, иной, который могли понять лишь посвященные.

Подробнее читайте:
Ершова, Галина. Мифы майя. От жертвоприношений и священного какао до книги «Пополь-Вух» и подземного царства Шибальбы / Галина Ершова. — Москва: МИФ, 2025. — 368 с. : ил. — (Мифы от и до).