Какая нечистая сила обитает в вихре
Белорусская низшая мифология известна нам по фольклорным и этнографическим исследованиям, которые регулярно проводились со второй половины XIX века. В ней содержатся как элементы, восходящие к праславянскому периоду, так и те, что сформировались в эпоху образования отдельных этносов. В книге «Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») славист Елена Левкиевская рассказывает о белорусских этиологических легендах, мифологических персонажах, домашних и природных духах, а также мифологизированных явлениях. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о поверьях, связанных с вихрем.
Белорусские поверья о вихре являются частью общеславянских метеорологических представлений о «нечистом», крутящемся ветре, в котором летают, вертятся, танцуют, дерутся, справляют свадьбу черти, ведьмы, колдуны и погибшие некрещеными дети, а в других славянских регионах — вештицы, летающие змеи, самовилы и иные атмосферные демоны. Демонический статус вихря объясняется негативной семантикой верчения как действия, характерного для нечистой силы, а закрученных предметов — как вредоносных для человека. То же касается и колтуна, залома, водоворота, вывернутых с корнем деревьев, закрученного вихрем полотна и других побывавших в вихре вещей. Вихрь — демоническое явление, самостоятельное существо, обладающее собственной волей. Иногда он считается воплощением различных демонов, например черта или полесского водяного-топельника. Но одновременно вихрь — место пребывания различной нечистой силы. Причиной появления вихря считают деятельность различной нечистой силы, которая в вихре справляет свадьбу: «черт крутится, свадьбу играет», «черти женятся», «чертова свадьба», «свадьбу правят черти».
Как вихреник летит, то говорят: черти свадьбу справляют. Я была девушкой еще и помню. Бывало же лен в поле стелют [для просушки]. Был лен постланный у нас. И как схватился тот вихреник — и под небо понесло. Это свадьба чертей (село Кончицы Пинского р-на Брестской области, 1984 год).
В сказаниях вихрь появляется в летнее время — в период косьбы, жатвы и уборки урожая, что соответствует метеорологическим условиям образования этого явления. Обычно он начинается в полдень, реже в полночь (тогда он исчезает с пением первых петухов), то есть в традиционное время пробуждения нечистой силы.
А вихрь летит — это свадьба, говорят, их, лихих. Вихрь появляется в полдень. Точно в полдень. И в ночи — может, в первом часу, в двенадцать. Мы в один год пололи картошку в колхозе. Тихо-тихо было. И вдруг летят: у-у-у! Такая буря налетела и полосой ползет на нас. И мы попадали — юбки только — хлоп-хлоп — закручивало. Уже после войны это было. Ох, Боже мой! И полетело сквозь поле! Это, говорят, свадьба едет. И так вот одной полосою — аж лес погнуло. Это где-то черт женится (село Убортская Рудня Лельчицкого р-на Гомельской области, 1983 год).
Причиной вихря может стать тяжелая смерть ведьмы, колдуна и любого человека, который при жизни знался с нечистой силой, — это поверье известно в основном в западных и центральных частях Белоруссии. Появление вихря, бури, сильного ветра в момент смерти или похорон таких людей — устойчивый мотив, свидетельствующий об их «нечистом» статусе. Считается, что в вихре черт прилетает за душой ведьмы или колдуна и уносит ее с собой. Другой причиной появления вихря может быть самоубийство — это общий мотив для всех славянских традиций.
Вихрь опасен для людей и животных — попав в него, можно получить увечья, заболеть, ослабеть или даже умереть. Вихрь может поднять человека в воздух, закрутить. Болезни, полученные в результате соприкосновения с вихрем, выделяются в народной медицине в особый разряд и называются подвей, ветренник, переполох. Они обозначают целый ряд симптомов, характерных для заболеваний нервной и костно-мышечной сферы от ревматизма до церебрального паралича и полиомиелита. О причине таких болезней в белорусском Полесье говорят: «вихрь нашел», «вихрь подвеял», «вихрем нанесло». Гораздо реже в белорусской мифологии встречается мотив вселения в человека злых духов из вихря: «То крутятся злые духи, а вселятся в человека и его крутят». В Белоруссии издавна существовало убеждение, что, попав в вихрь, беременная может родить нечистую силу. Разрушительная, вредоносная деятельность вихря — его основная черта во всех славянских традициях: он вырывает с корнем деревья, разбрасывает сохнущее на лугу сено, крутит песок, срывает крыши, разрушает дома, закручивает разложенные для отбеливания холсты (домотканые холсты было принято раскладывать на солнце для отбеливания). Место, на котором возник вихрь, считалось «нечистым», вредоносным для человека — на нем не рекомендовалось стоять или строить дом. Предметы, которые соприкасались с вихрем, по поверьям, были опасными для человека, ибо приобретали те же негативные свойства, как и сам вихрь, — например, могли вызывать болезни. Таким образом, переступать через мусор, который крутился в вихре, или пить закрученную вихрем воду запрещалось. Предметами, побывавшими в такой буре, пользовались колдуны для нанесения порчи — например, чтобы поссорить супругов. Полотно, закрученное вихрем, нельзя было использовать для пошива одежды, по крайней мере без предварительной стирки и освящения, — обычно его жертвовали в церковь, вешали на придорожные кресты или отдавали нищим. Такими же негативными свойствами обладал и выворотень — дерево, вывернутое вихрем с корнем, — оно считалось «чертовым», «нечистым», грешным. Переступивший через него человек мог заблудиться, потерять дорогу в лесу. Выворотень не использовали ни на дрова, ни для постройки дома — считалось, что в таком случае в нем будет беспокойно жить, в него станет часто бить молния.
Вихровое дерево. Его не переступай — заблудишься в лесу, потому что нечистая сила — вихрь, свадьбу правят черти. Нельзя его жечь в печи — буря будет крышу рвать (село Ковнятин Пинского р-на Брестской области, 1981 год).
Согласно поверьям, главная задача человека при встрече с вихрем — уклониться от него, избежать соприкосновения. Для этого лучше всего лечь на землю лицом вниз, закрывшись целиком или спрятав голову, и не смотреть в его сторону, а при возможности — убежать. Делать это нужно для того, чтобы не дать вихрю подвеять себя, то есть пролететь снизу, под ногами, — это считалось основной причиной развития болезней. Один из популярнейших белорусских мотивов заключается в том, что, бросив в вихрь нож или топор, можно ранить находящуюся там нечистую силу. Бросать нож также рекомендовалось и в охранительных целях, чтобы остановить вихрь, однако чаще это все же было связано с желанием обнаружить демонов и нанести им увечье: считалось, что на ноже, брошенном в вихрь, остается кровь раненого демона. Этот мотив связывает белорусскую традицию с западнославянскими, где он также широко известен. Иногда нож или топор, брошенные в вихрь, не падают на землю, а уносятся вместе с ним. Через какое-то время владелец предмета попадает в гости в чужой дом, где с удивлением обнаруживает свой инструмент. Оказывается, что хозяин или хозяйка дома — колдун или ведьма — находились в том вихре и были ранены этим человеком. Данный сюжет распространен и в западнославянской мифологии.
На западе Белоруссии, чтобы отвратить от себя вихрь или повернуть его в другую сторону, в него кидали песок или солому, при этом крестясь, иногда левой рукой. Насчет того, можно ли крестить сам вихрь, мнения в разных селах расходились — где-то полагали, что этого делать нельзя: «...его не нужно крестить — как перекрестишь, то недобро будет. Как будешь идти, то все крутить будет» (село Мокраны Малоритского р-на Брестской области, 1982 год); а где-то, что можно и нужно. Для отвращения вихря рекомендовалось плюнуть в его сторону.
Еще одна практика избавления от вихря — это демонстрация ему кукиша, которая, однако, может как служить оберегом, так и приводить к опасным последствиям. К примеру, в восточных областях Белоруссии предписывалось показывать вихрю кукиш, чтобы отогнать его, а в центральном и восточном белорусском Полесье полагали, что этот грубый жест может оскорбить, раздразнить вихрь и накликать на человека беду. То же самое касается обычая показывать вихрю голый зад, задирая юбку (у южных славян женщины оголялись таким образом для отгона градовых туч).
«Вот, говорят, вихрь прется — уже злые [черти] женятся. Говорили: одна баба дулю показала, так смяло ее, скрутило» (село Замошье Лельчицкого р-на Гомельской области, 1983 год).
Наиболее благоразумным поведением при встрече с вихрем в мифологии считается не провокация грубыми действиями, а чтение молитв, заговоров и отгонных формул. Те же, кому уж очень хочется увидеть крутящуюся в вихре нечистую силу, могут сделать это, посмотрев на него через специальное отверстие, осмысляющееся как проход между этим и «тем» светом: через рукав рубашки, доску с дырой от выпавшего сучка или, нагнувшись, у себя между ног.
Подробнее читайте:
Левкиевская, Елена. Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни / Елена Левкиевская. — Москва : МИФ, 2025. — 320 с. : ил. — (Мифы от и до).