Как заполучить и использовать корень мандрагоры
На территории современной Румынии сменились три мифологические эпохи: фракийская, римская и христианская. Их взаимное влияние, а также воздействие соседних культур сформировало пантеон, который сочетает, казалось бы, несочетаемые элементы. Например, христианские святые и Бог соседствуют здесь с дьяволом, который выступает одним из создателей мира и человечества. В книге «Румынские мифы. От вырколаков и фараонок до Мумы Пэдурий и Дракулы» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») писательница и переводчик Наталия Осояну рассказывает об истоках румынской мифологии, структуре ее мира и героях сказок, а также о том, из каких фольклорных мотивов складывается фигура знаменитого графа Дракулы. Книга вошла в длинный список премии «Просветитель». Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным сбору и волшебным свойствам мандрагоры.
Из всех растений, которые произрастают в Румынии, мандрагора безусловно лидирует с точки зрения колдовской значимости, и это сподвигло Мирчу Элиаде назвать эссе, посвященное ей, «Культ мандрагоры в Румынии». Воистину, если какое-то растение и заслуживает культового статуса, то именно она.
Но в основе культа мандрагоры лежит... забавный лексический обман. Современные словари объясняют без всякой двусмысленности: mătrăgună — это белладонна (красавка), а не мандрагора. Если обратиться к более старым источникам (например, к толковому словарю 1929 года под редакцией Лазаря Шэиняну), они окажутся не столь категоричны и предложат для того же слова два значения: белладонна и мандрагора. Как же такое стало возможно?..
Разгадка проста: подлинная, не фантастическая мандрагора в Румынии, как и во многих других странах Европы, относительно далеких от Средиземноморья, не растет. Зато в изобилии растет белладонна, которая входит в то же семейство пасленовых и имеет схожие свойства, хотя и несколько отличается по внешнему виду. Именно поэтому в народной ботанике одно растение исподволь подменили другим, сохранив волшебные функции, вследствие чего культ «мандрагоры» продолжал развиваться веками без особых проблем не только среди румын, но и среди чехов, поляков, украинцев.
Корень мандрагоры используется и в целительстве, и в любовной магии, и в вопросах улучшения финансового благополучия. Его можно обратить и во зло, все зависит от воли и мастерства колдуна или колдуньи. Так или иначе, сперва корень надо выкопать.
Согласно поверьям, мандрагора растет в глухих лесах — там, где не слышно пения петухов из окрестных сел, — поэтому знахарки сперва ее отыскивают и повязывают на верхнюю часть растения красную ленту, а после рано утром отправляются выкапывать корень. Когда они уходят из села, никто не должен их заметить — ни человек, ни какое-то другое живое существо, — иначе собранная мандрагора потеряет магические свойства. При себе у знахарок пища: яйца, освященные в церкви (!), пирожки, голубцы, а также вино. Отыскав помеченную красной лентой мандрагору, они выкапывают корень, кладут на землю, вокруг раскладывают принесенное и садятся пить и есть. За трапезой, что немаловажно, знахарки обнимают и ласкают друг друга, читают заговоры и говорят о том, для чего нужен корень мандрагоры — какого эффекта они надеются добиться с его помощью. Женщины легкого поведения выкапывают мандрагору обнаженными.
В дыру от корня кладут несколько кусочков сахара и пару монет, после чего льют туда вино. Сам корень также обмывают в вине. Когда трапеза закончена и все заговоры сказаны, та, кому потребовалась мандрагора, прячет корень за пазухой. Возвращаясь в село, женщины ведут себя очень любезно со всеми, кого встретят, но если им не посчастливится наткнуться на драку — или кто-то просто уронит что-нибудь на землю, да при этом выругается, — свойства корня изменятся на противоположные от задуманных и заклятье будет непоправимо испорчено.
Иная версия ритуала по сбору мандрагоры — для девушек, которые хотят, чтобы их чаще всего приглашали танцевать, а потом взяли в жены быстрее, чем остальных, — выглядит следующим образом: искательницы отправляются в нужное место в полночь, обнимая друг друга. Там, где растет мандрагора, они снимают обувь и трижды ложатся ниц. У каждой из них во рту серебряная монетка, которая должна касаться языка и зубов. Они склоняются над верхней частью растения, не дотрагиваясь до него руками, и откусывают несколько листочков, после чего возвращаются домой, продолжая обниматься, и стараются, чтобы их никто не видел. Листок мандрагоры аккуратно, попрежнему не касаясь руками, заворачивают в лоскуток ткани и носят амулет при себе — считается, что этого достаточно для успеха на танцах и скорого предложения руки и сердца.
Пример заговора на любовь, который повторяют участницы ритуала:
Mătrăgună, mătrăgună
Marită-mă peste-o lună
De nu ‘n asta ’n cealălaltă,
Mărită-mă după olaltă.
Мандрагора, мандрагора,
Выдай меня замуж через месяц,
А если не выйдет, то через два,
Но выдай меня замуж обязательно.
Или еще проще:
Să trăiești de mă iubești,
De nu, să te sodomiești!
Живи долго, если любишь меня,
А если нет — пропади ты пропадом [как Содом].
А вот так звучит заговор на ненависть:
Eu te iau,
Pe ce te iau?
Pe urât, nu pe plăcut
Nici pe văzut,
Cine te-o lua
Sau te-o bea,
Numai cu dosul te-o vedea
Cu fața ba.
Я тебя беру,
Для чего же я тебя беру?
Для ненависти, не для радости
И даже не для любования.
Кто тебя возьмет,
Кто тебя будет пить,
Увидит тебя только со спины,
Но не в лицо.
Не будем пересказывать все существующие ритуалы по сбору корней и листьев мандрагоры-мэтрэгуны — желающие могут ознакомиться с ними в книге Мирчи Элиаде «Залмоксис, исчезающий бог», — отметим лишь некоторые общие черты. Если сбор мандрагоры нацелен на успех у мужчин и замужество, то он обычно предполагает танцы, частичное или полное обнажение и иногда элемент любовной игры — причем лесбийской, поскольку в ритуале участвуют, как правило, только женщины (исключения крайне редки). Заполучить мандрагору можно глубокой ночью, без свидетелей и в тишине, хотя если заговор обращен на то, чтобы вызвать направленную на кого-то ненависть или навлечь на него/нее невезение, а то и смерть, то вместо тишины сборщицы намеренно переругаются и могут даже подраться; при этом они могут сознательно одеться во что-то грязное и не станут слишком церемониться, доставая корень из земли, — не побоятся его повредить или даже сломать. За мандрагору платят вином, пищей (иногда особо оговаривается соль) и монетами, которые приносят туда, где она растет, а также покорным соблюдением всех правил. В целом обращаться с растением следует с такой почтительностью, словно оно, во-первых, все слышит и понимает и, во-вторых, относится к знатному сословию — в некоторых регионах традиция напрямую требует обращаться к мандрагоре как к «великой госпоже» или даже «императрице». Мандрагора всегда женского рода.
Если цель колдовства благая, мандрагору лучше по возможности не трогать руками; когда корень или листья используются не для зелий, а в качестве амулетов, их оборачивают в ткань, иногда пришивают где-то внутри одежды или головного убора — это обеспечивает владелице амулета если не любовный интерес со стороны противоположного пола и успехи на сельских танцах, то всеобщее уважение и удачу. Особо удачливым знахаркам удается высадить мандрагору в собственном саду, но следует помнить, что для обретения магической силы растению необходима тишина, которой трудно добиться там, где живут люди.
В случае некоторых серьезных недугов больного могут напоить отваром корня мандрагоры, вызывающим бред (что неудивительно, поскольку и мандрагора, и белладонна ядовиты), и считается, что дальше он либо придет в себя через три дня и все будет хорошо, либо ему уже ничто не поможет. С помощью мандрагоры лечили разные болезни — от суставных и зубных до магических (к числу последних относится «липитурэ» — нервное возбуждение, которое, предположительно, могло возникнуть вследствие ночных визитов збурэтора), причем разными способами: помимо отваров, делали припарки или окуривали больного дымом из листьев. Иногда, отмечает Элиаде, даже помогало! Но на самом деле этому не стоит удивляться: гиосциамин и скополамин, которые придают мандрагоре психотропные свойства и делают ее опасной, используются в современной медицине. Как писал мудрый Парацельс, все есть яд, и все есть лекарство — дело лишь в дозе. Видимо, иной раз румынским знахаркам случалось ее угадать.
Румынский культ мандрагоры не знает поверья о том, что она рождается из семени повешенного, или о том, что выкапывать ее следует при помощи черного пса и веревки, привязанной к его хвосту. О вопле, который растение издает, когда его извлекают из земли, почти не упоминается, хотя многочисленные сложнейшие ритуалы и утрированная почтительность в обращении с «великой госпожой» подразумевают, что в случае несоблюдения ритуала сборщицы будут наказаны не только провалом и недостижением желанной цели, но и навлекут на себя недовольство могущественного создания. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что мандрагора-мэтрэгуна в Румынии считалась — а местами до сих пор считается — чудесным растением, имеющим власть над жизнью и смертью.
Подробнее читайте:
Осояну, Наталия. Румынские мифы. От вырколаков и фараонок до Мумы Пэдурий и Дракулы / Наталия Осояну. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2023. — 240 с. : ил. — (Мифы от и до).