«Формула грез»

Как соцсети создают наши мечты

Частое использование социальных сетей негативно сказывается на психическом здоровье. Вероятно, причина заключается в том, что мы склонны сравнивать себя с другими людьми. В книге «Формула грез. Как соцсети создают наши мечты» (издательство «Individuum») исследовательница медиа и культуры селебрити Катя Колпинец рассказывает, как образы идеальной жизни, формирующиеся в социальных сетях, влияют на все аспекты нашей жизни: от работы и отдыха до отношения со своим телом и другими людьми. Оргкомитет премии «Просветитель» включил ее в длинный список из 20 книг, среди которых будут выбраны финалисты и лауреаты премии. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным тому, как представления об идеальной внешности используются для рекламы пищевых добавок.

Красивее врачей

Любимый прием инстаграм-врачей и диетологов — постоянно напоминать о том, что внешняя привлекательность и есть здоровье. Знаменитости и раньше выступали в качестве консультантов по ЗОЖ — достаточно вспомнить Джейн Фонду, главного фитнес-эксперта поколения VHS. В случае блогеров, называющих себя врачами, их собственная внешность служит главным доказательством, что рекламируемые препараты работают, а витаминами, правильным питанием и БАДами можно вылечить от всех болезней.

В 2019 году Центр по контролю и профилактике заболеваний США сообщалGeller A. I., Shehab N., Weidle N. J. и др. Emergency Department Visits for Adverse Events Related to Dietary Supplements // N Engl J Med. 2015. Октября 15. № 16(373). С. 1531–1540. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6196363/ о 23 тысячах вызовов неотложной помощи ежегодно в результате отравления пищевыми добавками. Более чем половине пострадавших, которые пытались с помощью таких препаратов сбросить вес, было от 5 до 19 лет. Многочисленная критика пищевых добавок не мешает сотням американских блогеров заниматься их продажей, в их число входит и семейство Кардашьян, предлагающее подписчикам приобрести леденцы и чаи для похудения.

Количественное исследованиеDe Choudhury M. Anorexia on Tumblr: A Characterization Study // Munmun De Choudhury. 2015. 18–20 мая. URL: https://www.munmund.net/pubs/dh15.pdf сообществ анорексиков в Tumblr, проведенное в 2015 году учеными Технологического университета Джорджии, показало, что постов на темы экстремального похудения и доведения себя до анорексии на платформе в пять раз больше, чем постов, сообщающих об опасностях диет и анорексии. Несмотря на то, что в Tumblr на тот момент действовала политика в отношении селфхарм контента, когда пользователя перенаправляли на сайт кризисной службы для анонимного разговора с волонтером либо на сайт Национальной ассоциации расстройств пищевого поведения NEDA, количество контента о диетах оставалось стабильно высоким.

В России распространение идеи экстремальной худобы среди подростков во многом связано с сообществом «40 кг» во вконтакте. Сегодня паблик, чье название уже стало именем нарицательным, насчитывает 5 миллионов подписчиков. Это популярная и коммерчески успешная группа о похудении. В 2011 году 20-летняя администратор паблика Маргарита Асланян умерла, упав в голодный обморок и задохнувшись от того, что ее язык запал в горло и перекрыл дыхание. Незадолго до смерти она похудела с 66 до 39 килограмм. Запрос «анорексия» вконтакте выдает 1790 результатов, часть из групп — закрытые. Одни из самых популярных — «Дневник анорексички | Анорексия [ДА]» (94 тысячи подписчиков) и закрытая группа «Анорексия» (124 тысячи).

У подписчиц подобных групп в ходу собственный сленг: анорексия — «ана», булимия — «мия», потеря веса — «отвес», набор — «привес». Админы ана-групп ежедневно постят мотивационные картинки о пользе похудения и советуют подписчикам при возникновении мыслей о еде больно щипать себя за руку — ведь «чтобы быть худой, нужно страдать». В группах, подобных «40 кг», люди делятся друг с другом способами быстро сбросить вес. Например, неделю сидеть на горьком шоколаде и черном кофе без сахара. Или выпивать каждое утро стакан кипятка с лимонным соком. Также популярен антидепрессант «Флуоксетин», один из побочных эффектов которого — потеря аппетита. «Флуоксетин» продается только по рецепту, поэтому в группах активно продают как сам препарат, так и действующие рецепты.

Еще один распространенный блогерский штамп в рекламе диет и БАДов — показать, как это работает, на собственном примере. Парадокс в том, что чем быстрее и чудодейственнее будет преображение, тем охотнее в него поверят подписчики.

В 2009 году у жительницы Мельбурна Белл Гибсон диагностировали рак мозга. Ей оставалось жить четыре месяца, но лучевой и химиотерапии Гибсон предпочла альтернативную медицину. С помощью строгой оздоровительной диеты и терапии Герсона (кофейные клизмы, соки из сырых овощей и вегетарианское питание) ей удалось побороть рак. История исцеления моментально принесла австралийке 200 тысяч подписчиков в Instagram*. В 2013 году ее собственное приложение The Whole Pantry с рекомендациями по питанию и руководствами по здоровому образу жизни в первый же месяц вышло в топы в AppStore, а к концу года оно было названо «Лучшим приложением еды и напитков Apple». Бренд принес Гибсон 500 тысяч австралийских долларов, контракт с Penguin Books на сумму 132 тысячи долларов и награду журнала Cosmopolitan Fun Fearless Female. Находясь в зените славы, Гибсон сообщила, что пожертвовала 300 тысяч долларов из своих доходов на благотворительность. Чуть позже выяснилось, что у Белл Гибсон никогда не было рака, благотворительность оказалась фейком и способом уйти от налогов. Продажи ее книги были приостановлены, а приложение удалено из AppStore. Федеральный суд Австралии призналDonelly B., Toscano N. Friends and doctors raise doubts over «Healing Belle» cancer claims // The Sydney Morning Herald. 2015. 10 марта. URL: https://webcache.googleusercontent.com/search?q=-cache:uPu7nHi0ie0J:https://republic.ru/posts/94187+&cd=1&hl=ru&ct=-clnk&gl=ru Гибсон виновной в мошенничестве и обязал выплатить 410 тысяч долларов штрафа.

Блогер Вани Хари в 2011 году началаHamblin J. The Food Babe: Enemy of Chemicals // The Atlantic. 2015. 11 февраля. URL: https://www.theatlantic.com/health/archive/2015/02/the-food-babe-enemy-of-chemicals/385301/ вести блог Food Babe, где придирчиво изучала этикетки американских продуктов питания на наличие токсичных химических веществ. Несмотря на отсутствие медицинского образования, Хари довольно быстро стала влиятельной фигурой в американском здравоохранении. Ее история повторяет траекторию Белл Гибсон — путешествие к «здоровью» с помощью диеты. Хари неоднократно подвергалась критике со стороны научного сообщества, ее обвиняли в продвижении лженауки, но ее блог продолжает расти, книги — выходить, о ней пишут NYT и The Wall Street Journal. Миллионы ее фанатов, называющие себя Food Babe Army, подписывают онлайн-петиции с требованиями к американским продуктовым гигантам вроде Starbucks, Subway и Coca-Cola исключить из их продукции ингредиенты, которые создательница Food Babe сочла опасными.

В России подобный подход до сих пор олицетворяет блогер, «биохакер и трансгуманист» Елена Корнилова, публиковавшая в своем инстаграме схемы по приему различных добавок, якобы способных вылечить все болезни: от ожирения до аллергии. Корнилова — бывшая модель, но в соцсетях позиционировала себя в качестве дипломированного биолога. После публикации расследования ученых Петра Талантова и Михаила Гельфанда в 2019 году стало известно, что «дипломы» были фейком, а сама Корнилова не имеет никакого образования. По мотивам расследования на нескольких популярных ютуб-каналах вышли видео с названиями типа «Врачи-убийцы из инстаграма». После разоблачения блогер-биохакер проигнорировала всю критику в свой адрес, на время скрыв комментарии. Несмотря на жалобы, администрация Instagram не заблокировала аккаунт Корниловой, хотя обычно вводит санкции за гораздо меньшие провинности. На апрель 2021 года блог Корниловой насчитываетhttps://www.instagram.com/ helenakornilova.sdr 500 тысяч подписчиков. Она по-прежнему рекомендует добавки и схемы для похудения.

Вероятно, самым известным лжемедиком русскоязычных соцсетей остается Наталья Зубарева. Несмотря на многочисленные разоблачения (лауреат антипремии «Почетный академик ВРАЛ», присуждаемой за достижения в области лженауки) и сюжеты на федеральных каналах, на ее блог в Instagram подписаны 4,5 миллиона человек. Описание в шапке профиля гласит: «Первый интегративный доктор в инстаграме. Автор бестселлеров, основатель первой Академии Здоровья». Зубарева — врач-терапевт, называющая себя также эндокринологом, диетологом, детским диетологом и спортивным нутрициологом.

В США в качестве ответа на растущее число фейковых специалистов местные врачи запустилиOliver E. #VerifyHealthcare campaign seeks to increase social media transparency — 5 insights // Becker’s Healthcare. 2018. 24 сентября. URL: https://www.beckersasc.com/ gastroenterology-and-endoscopy/verifyhealthcare-campaign-seeks-to-increase-social-media-transparency-5-insights.htm хэштег #VerifyHealthcare с целью побудить медицинских работников указывать свою квалификацию, дипломы и сертификаты в соцсетях, чтобы пресечь распространение лженауки и не вводить подписчиков в заблуждение. Флэшмоб возглавилиСм. https://www.instagram.com/ doctor.mike/ Остин Чанг, доктор медицинских наук, гастроэнтеролог из Филадельфии, и Майк Варшавски из Нью-Йорка с ником Доктор Майк с четырьмя миллионами фолловеров.

Несмотря на благие намерения, даже настоящие врачи, разоблачающие лжемедицину в соцсетях, используют ту же растиражированную эстетику идеальных лиц и тел, что Корнилова, Вани Хари или Емельян Брауде. Доктор Майк отличается от Натальи Зубаревой только наличием диплома о медицинском образовании — в остальном в его аккаунте тот же самый поток красоты, успеха и позитива. Те же миллионы подписчиков и десятки тысяч лайков. Идеализированный образ уравнивает в правах фальшивых и настоящих медиков, продолжая работать на БАДы для похудения и подпольную пластическую хирургию, а не против них.

Одно из немногих исключений — созданная в 2017 году группаСм. https://vk.com/kosmetologiya11 во вконтакте «Увеличение губ. Пластические хирурги/Косметологи. Крупнейшая группа отзывов о врачах-косметологах. Черный и белый списки». Главным оружием здесь оказываются не имена и контакты фейковых пластических хирургов, а фотографии неудачных операций крупным планом. Все, что осталось за кадром погони за телом и лицом мечты. Углы Джоли и губы Ратаковски, вывернутые наизнанку в прямом смысле слова, раздутые губы, исполосованные шрамами тела и лица, пузырящаяся кожа, гниющие изнутри носы. Если у идеала есть обратная сторона, то это вовсе не лицо «до», а лицо «после» — после неудачной операции, которое вам никогда не покажут. Своего рода зазеркалье бьюти-рутины, где недостижимый образ плывет, распадается, превращается в анатомический атлас. Попасть в зазеркалье по ту сторону идеальных образов — проще простого; выбраться назад без последствий — практически невозможно.

*Instagram принадлежат компании Meta, деятельность которой в России запрещена.

Подробнее читайте:
Колпинец, Екатерина Владимировна. Формула грез. Как соцсети создают наши мечты / Катя Колпинец. — Москва: Individuum, 2022. — 240 с.: ил.