«Яды: вокруг и внутри. Путеводитель по самым опасным веществам на планете»

Во все времена яды интересовали тех, кто готов пойти на убийство ради власти, богатства и даже справедливости. Этот интерес никуда не исчез до сих пор. Люди научились создавать еще более опасные синтетические вещества, но также вынуждены бороться с последствиями аварий, отравляющих обширные территории. В книге «Яды: вокруг и внутри. Путеводитель по самым опасным веществам на планете» (издательство «Бомбора») химик Сакина Зейналова рассказывает об историях отравлений, самых ядовитых веществах живой и неживой природы и механизмах их действия. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным растениям: стрехносу ядоносному, которое используют племена Южной Америки, веху ядовитому — одному из самых ядовитых растений на территории России, а также наперстянке, которую применяли для лечения сердечных заболеваний.

Стрихнос ядоносный

Из этого растения коренные жители Южной Америки добывают яд, которым смазывают стрелы и используют на охоте. Вы наверняка знаете этот яд как кураре — это один из сильнейших и быстродействующих ядов.

Стрихнос ядоносный — это лиана с белыми душистыми цветками, после цветения которых образуются желтые ягоды. Яд получают из коры, корней и стеблей. Животное, раненное стрелой с кураре, становится неподвижным и погибает от остановки дыхания. Этот метод позже начали использовать и в науке для обездвиживания лабораторных животных в ходе экспериментов. С помощью кураре даже пытались лечить столбняк у людей.

*

Стрихнос ядоносный содержит много токсичных алкалоидов, но самые известные среди них — тубокурарин, стрихнин и бруцин.

Все три соединения очень ядовиты, но наиболее токсичный из них — тубокурарин. Он блокирует никотиновые ацетилхолиновые рецепторы. Они находятся на волокнах скелетных мышц и воспринимают сигнал от нервных окончаний, передаваемый нейромедиатором ацетилхолином. С ним мы уже встречались при обсуждении белладонны и белены — он действительно «работает» и в мышцах, и во внутренних органах, обеспечивая передачу нервного импульса. Нормальная реакция на выделение нервным окончанием ацетилхолина — сокращение мышцы. Блокирование никотиновых рецепторов тубокурарином приводит к тому, что они становятся невосприимчивы к ацетилхолину, и мышцы не могут сокращаться в ответ на нервные импульсы. Наступает паралич, который затрагивает в том числе дыхательную мускулатуру. Смерть отравленного наступает именно из-за невозможности дышать.

Средством помощи при отравлении таким ядом, как можно догадаться, является искусственная вентиляция легких.

У стрихнина механизм действия другой. Он возбуждает цен тральную нервную систему, что приводит к выбросу адреналина, а это — к резкому повышению давления и остановке сердца.

Бруцин тоже возбуждает нервную систему, вызывает судороги, и в целом его механизм действия похож на стрихнин. Однако бруцин менее опасен, так как его летальная доза в разы больше.

Все эти вещества (и преимущественно тубокурарин) присутствуют в яде кураре. Действует он быстро — смерть наступает за 5–20 минут. Его действие настолько характерно, что в медицине эффекты от других веществ, похожие на картину отравления кураре, называют курареподобными.

Возникает вопрос: если яд кураре такой смертоносный, зачем племена Южной Америки использовали его? Как они сами не отравлялись? Дело в том, что яд опасен, только когда попадает в мышцы или в кровь. Алкалоиды кураре не проникнут через слизистые желудочно-кишечного тракта. Поэтому добычу, которую убили этим ядом, можно спокойно есть.

Токсичные вещества: тубокурарин, стрихнин и бруцин (соответственно).

Ареал: Южная Америка.

Смертельная дозировка: стрихнин — LD50 от 0,5 до 16 мг/кг при приеме перорально исходя из исследований на лабораторных животных*.

*

Вех ядовитый

Долгое время считалось, что Сократ умер от отравления цикутой, то есть вехом. Сейчас же ученые полагают, что в Древней Греции в качестве яда для смертной казни цикута не использовалась. Скорее всего, яд был изготовлен из болиголова пятнистого, так как вех не растет в климате Греции.

Вех, цикута, или, как его еще называют, «кошачья петрушка», — одно из самых ядовитых растений на территории России. Вех относится к семейству зонтичных и встречается у берегов озер, рек, ручьев и на болотистой местности, достигая в высоту до 2 м.

Все части растения ядовиты, но опаснее всего корневище. Вех источает приятный морковный запах, а его корень по вкусу напоминает брюкву или редьку. Поэтому его вполне можно спутать с чем-то съедобным и отравиться.

Основной токсин веха — цикутоксин, который содержится в его эфирных маслах: от 0,2 процента в свежем и до 3,5 процента в сухом корневище. При этом яд растения не разрушается при термической обработке и длительном хранении.

Цикутотоксин нарушает работу нервной системы. Первые симптомы отравления: тошнота, рвота и колики в нижней части живота. Далее развиваются головокружение из-за понижения артериального давления, шаткая походка, пена изо рта, расширение зрачков, припадки и судороги. В больших дозах цикутотоксин вызывает смерть из-за паралича дыхания.

Токсичное вещество: цикутоксин (это не алкалоид, а двухатомный спирт).

Ареал: Восточная Европа, север Западной Европы, Азии и Северной Америки, вся Россия.

Смертельная дозировка: 7 мг/кг при внутривенном введении и 50 мг/кг перорально для лабораторных животных.

Наперстянка

Вспомните картины Винсента Ван Гога. Возможно, оттенки в «желтый период» его творчества — это не плод фантазии автора. По одной из версий, его восприятие цвета могло измениться из-за приема алкалоидов наперстянки, которые в то время использовали для лечения эпилепсии.

Латинское название наперстянки — Digitalis, от digitus — «палец». Это растение называют перчаточной травой, ведьминой перчаткой. Такие названия (как и русское «наперстянка») по явились из-за внешнего сходства цветка растения с наперстком. В немецкой фольклорной традиции считается, что цветки наперстянки служат шапочками эльфов.

Наперстянка насчитывает около 25 видов, из которых наиболее популярны три: крупноцветковая, шерстистая и пурпурная. Все части растений ядовиты.

Наиболее сильнодействующие из гликозидов наперстянки — дигитоксин, дигоксин и, реже, гитоксин.

Токсическое действие дигитоксина и дигоксина связано с на рушением сердечной функции, что приводит к блокаде сердца. Возникает увеличение частоты сердечного ритма, но при изменении дозы, наоборот, уменьшение.

Воздействие наперстянки на сердце было известно уже с V века нашей эры, и ее применяли для лечения сердечных заболеваний. Но использовать ее было крайне опасно: в зависимости от дозы эффекты были полностью противоположными. Да и контролировать содержание активных веществ в растении невозможно. Все это приводило к частым случаям передозировки.

Врачи вынуждены были отказаться от повсеместного лечения настойками наперстянки.

Сердечные гликозиды наперстянки имеют свойство накапливаться в организме и оказывать хроническое токсическое действие. Тогда возникает аритмия, расстройства желудочно-кишечного тракта, размытое зрение, изменение цветовосприятия (цвета кажутся синими, желтыми или зелеными). При остром отравлении возникает тошнота, рвота, боли в животе, помутнение сознания, тахикардия, аритмия. Смерть наступает в результате остановки сердца.

Покровитель Данте Агильери, скорее всего, был отравлен наперстянкой. Это был правитель Вероны — Кан Гранде I делла Скала.

Наперстянку можно легко спутать с лечебным растением окопником. Заварив ее вместо окопника, человек рискует приготовить опасный для жизни напиток. Поэтому не стоит собирать окопник, если вы не уверены в том, что способны отличить его от наперстянки.

Растение можно встретить не только в лесах: ее любят выращивать садоводы. Это красивое садовое растение. Однако детей и животных стоит держать от него подальше — культивируемые виды наперстянки также ядовиты и могут убить. Смертельные случаи редки, и в основном страдают дети, решившие попробовать цветы на вкус.

Токсичные вещества: дигитоксин и дигоксин — сердечные гликозиды наперстянки. Как видите, они очень похожи, но, если присмотреться внимательно, вы увидите отличие в одной функциональной группе — ОН.

Ареал: смешанные и лиственные леса Европы и европейской части России, Западная Азия и Северная Африка

Подробнее читайте:
Зейналова, С. Яды: вокруг и внутри. Путеводитель по самым опасным веществам на планете / Сейкина Зейналова. — М.: Бомбора, 2022. — 304 с.