Москвичи на днях выучили два новых зловещих слова. Если верить центру погоды «Фобос», показания барометров в столице упали «буквально на самое "барическое днище"», а затем ему на смену придет «барическая пила». Редакция N + 1 попросила главного специалиста Московского метеобюро Татьяну Позднякову рассказать, что за события происходят в столичной атмосфере, как их правильно называть и чем они на самом деле интересны.
Для явления, которое «Фобос» называет «барическим днищем», есть общепринятый метеорологический термин. А говоря о метеорологии, нужно, конечно, пользоваться метеорологическими терминами. Ученые в таких ситуациях говорят, что территория находится в «зоне барической ложбины» или в «зоне низкого давления». Еще проще — к нам пришел циклон, и ничего принципиально необычного в этом явлении нет.
Сегодня в Москве действительно было зафиксировано рекордно низкое атмосферное давление для 14 января: в 14:00 по данным опорной метеостанции ВДНХ оно опустилось до уровня 718,1 миллиметров ртутного столба (или 957,1 миллибар). Однако это не абсолютный рекорд для Москвы — это рекорд дня. То есть сегодня давление установило рекорд для этой конкретной даты, 14 января.
Прежний рекорд для этого дня был установлен в 1948 году, когда давление снизилось до 720,5 миллиметра, и теперь он перекрыт. Но, например, рекорд января перекрыт не был. Он все еще принадлежит 6-му января 1975 года — тогда давление опустилось до уровня 710,9 миллиметра (947,8 миллибар). А абсолютный рекорд для Москвы принадлежит 25 ноября 1973 года — это 709 миллиметров ртутного столба (945,3 миллибар).
С одной стороны, ничего необычного: в Москву пришел циклон, то есть область низкого давления. Его приход сопровождают резкие изменения температуры и осадки. Для зимнего сезона в центральной России это обычное дело.
Следом за циклоном идет антициклон (область повышенного давления), за ним — следующий циклон, и в такой ситуации атмосферное давление резко меняется каждый день. Именно такой сценарий реализуется редко, период таких колебаний обычно все же длится дольше — но, в любом случае, это то, что «Фобос» назвал «барической пилой».
У нас совсем недавно было давление 752 миллиметра, сегодня оно 718 миллиметров, но вряд ли оно дальше поднимется на прежние высоты.
С другой стороны, мы видим, что классический сценарий меняется. Для европейской России типичен западно-восточный перенос, то есть погода идет с запада на восток. Например, атлантические циклоны идут слева направо и приносят снегопады и и оттепели.
Однако сейчас западно-восточный перенос в наших широтах нарушился. Циклон, который определял погоду, прошел севернее траектории, чем ему положено в это время года. И он довольно глубокий.
Из-за этого холодный воздух проникает довольно далеко на юг и формирует новые, южные циклоны. Поэтому периодически у нас погоду определяют не только атлантические циклоны, но и южные, с которым у нас связаны всплески повышения температуры и осадки. Затем в тылу циклонов формируются промежуточные антициклоны. В общем, вместо привычного движения с запада на восток воздушные массы над Москвой двигаются поперек, по меридиану.
По похожему сценарию развиваются так называемые ультраполярные вторжения — заток холодного воздуха из Арктики, который приносит сильные морозы в центр России (так было в феврале 2021-го, и о механизме происходящего мы рассказывали в материале «Холодное дыхание глобального потепления»). Обычно так происходит, когда над Скандинавией возникает антициклон, и по его восточной периферии до нас добирается арктический воздух.
Но циклоны в Атлантике в этом году такие мощные и подвижные, что они не дают застояться холодному воздуху над Скандинавией, они его тут же вытесняют. Поэтому экстремальных холодов нам ждать (по крайней мере, в ближайшее время) не стоит — арктический воздух пока что остается на месте, в Арктике.