Книга «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова» состоит из видений и пророчеств, наполнена чудищами и катастрофами. Искусствоведы называют эту книгу уникальной: в ней проиллюстрированы каждая строчка, или хотя бы абзац. Книга историка изобразительного искусства Софьи Багдасаровой «Апокалипсис в искусстве. Путешествие к Армагеддону» из 24 книг, среди которых будут выбраны финалисты и лауреаты премии. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с 13 главой книги, в которой рассказывается о появлении Зверей Апокалипсиса.
1И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.
Появляется самый знаменитый из Зверей Апокалипсиса — Зверь, выходящий из моря, он же «Первый зверь». Его толкуют как врага христиан — Римскую империю или как Антихриста. Подобно красному Дракону, он имеет 7 голов с 10 рогами и коронами на них, причем на венцах головах начертаны «имена богохульные», возможно, титул «август».
2Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва;
Дракон и Зверь из моря из-за количества голов иногда кажутся похожими. Необходимо следить за деталями: Дракон — несомненно рептилия, а вот у Зверя из моря — черты млекопитающего хищника, так как он «подобен барсу». В наиболее аккуратных иллюстрациях у него шкура в леопардовых пятнах. У Дракона 7 корон, а у Зверя 10.
и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
Передачу власти обычно иллюстрируют с помощью скипетра, который Дракон протягивает Зверю. Миниатюра удачно иллюстрирует их различия: тут Дракон красный, Зверь из моря — в пятнистой шкуре. Но это соблюдалось не всегда. То, что Зверь совмещает черты леопарда, медведя и льва — очередной параллелизм отрицательных и положительных персонажей «Откровения». Как и другие сложносоставные создания — четыре животных у престола, этот образ взят из видений Книги Даниила. Пророку явились четыре зверя из моря: подобный льву, медведю, барсу, а четвертый — некто с 10 рогами. Это видение займет отдельное место в иконах Страшного суда.
3И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела.
Смертельная рана не имеет внятного объяснения у комментаторов. Художники тоже предпочитали ее избегать. Редко можно найти изображение большой раны; иногда — это всего лишь несколько капель крови на шее или странный наклон.
Еврей Иоанн был частью эллинистического мира и «Откровение» писал по-гречески. Исследователи отмечают параллели его образов с античными мифами: например, здесь видят сходство с исцелением голов Лернейской гидры. А погоня Дракона за беременной Женой напоминает им бегство от дракона Пифона Латоны с Аполлоном во чреве.
И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, 4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?
После поочередного Поклонения Богу и Поклонения Агнцу в начале книги, здесь происходит насмешка над ними — Поклонение Дракону-Сатане, а затем Поклонение Зверю из моря, которое повторится больше одного раза. Испанские миниатюристы, для которых Зверь обозначал не Рим, а ислам, сделали Дракона и Зверя максимально непохожими и совместили два Поклонения на одном листе.
5И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. 6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. 7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.
Помимо отзеркаливания, Иоанн использует принцип повторяемости событий: сначала на семя Жены нападал Дракон, теперь христиан атакует Зверь из моря. На витраже из Йорка постоянная проблема многоголовья решена приданием Зверю одной главной головы, куда влезло целых четыре рога. «Власть» над людьми, которую получает победивший Зверь в этих стихах, иногда обозначалась с помощью трона, на котором он восседает, глядя на убиваемых христиан.
8И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. 9 Кто имеет ухо, да слышит. 10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.
Второе Поклонение анти-Агнцу — З верю из моря наступает уже после получения им власти надо всеми племенами. Вариант русской фрески — самая распространенная иконография этой сцены: в нарушение хронологии Зверь только появляется из воды, а на берегу стоят «все живущие» во главе с царями, согнувшиеся перед ним в поклоне. Подробные апокалиптические циклы в росписях русских церквях относятся, в основном, к XVII веку.
11И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.
Появляется следующий из главных зверей Апокалипсиса — З верь из земли, он же «Второй зверь». Он является визуальной пародией на Агнца, но имеет два рога, а не семь.
12Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; 13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.
Наиболее распространенная иллюстрация к данной главе совмещает очередное Поклонение Зверю из моря с появлением второго Зверя из земли. Второй Зверь, вылезая из расщелины, одновременно низводит с небес огненное знамение.
Копии и переделки с этой гравюры из Лютеровской Библии достаточно быстро достигли России, что очевидно при сравнении, например, с тем же сюжетом на фреске Гурия Никитина.
14И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.
15И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
Двурогий Зверь из земли здесь уже не похож на белого Агнца, а становится более человекоподобным, похожим на черта. Этот Зверь — активный проповедник веры в Зверя из моря. Леопардовая фигура на алтаре — э то не сам Первый зверь, а его «образ», то есть статуя. Второй зверь соблазняет людей поклоняться этому образу, то есть впасть в грех идолопоклонства. На заднем плане отказавшиеся принимают мученическую смерть.
16И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, 17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
Начертание Зверя (Печать Антихриста) — пародия на эпизод наложения печати Бога на чело христиан. Верующие (теперь уже в лукавого), стоят коленопреклоненными перед посланником, который накладывает им на лоб знак повелителя.
На этой миниатюре у Второго зверя не лапы, а копыта, появившиеся в образе демона благодаря упоминанию рогов агнца, а также античным фавнам. Телосложение при этом человекоподобное — проглядывает иконография классического черта. Здесь он ставит печать на лоб копытом, однако чаще встречаются варианты, когда это делается кистью, как рисуют и запечатление 144 тысяч.
18Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
Этот стих невероятно любят комментировать, но практически никогда не рисуют. Исключение — визионер Блейк, озаглавивший этой строкой свой образ дьявольской троицы. Верхняя крылатая фигура — это красный Дракон. Спиной к зрителю сидит Зверь из моря со скипетром в руках. У его ног едва различим овцеподобный силуэт Зверя из земли, поднявшего вверх руки с человеческими ладонями.
Подробнее читайте:
Багдасарова, С. Апокалипсис в искусстве. Путешествие к Армагеддону / Софья Багдасарова. — Москва: Бомбора, 2018. — 288 с.