В последние дни в СМИ и в соцсетях пишут о стремительном помутнении вод Байкала. Объясняется это массовой гибелью губок — именно они отвечают за очищение воды в озере. Мы попросили директора НИИ биологии Иркутского госуниверситета Максима Тимофеева прокомментировать эти сообщения и сказать, действительно ли Байкал мутнеет, и связано ли это с гибелью губок.
На этот вопрос можно ответить двумя словами: «нет» и «нет». У Байкала действительно масса проблем, но какого-то резкого снижения прозрачности воды мы не фиксируем.
НИИ биологии ИГУ больше 70 лет следит за состоянием толщи воды Байкала — это так называемый проект «Точка № 1». Мониторинг мы ведем на пелагической стационарной станции (это и есть «Точка № 1»), расположенной на южном Байкале, напротив поселка Большие Коты на расстояние 2,7 километра от берега, где глубина озера составляет 800 метров.
Раз в две недели здесь собирают пробы фито- и зоопланктона. Одновременно с отбором планктонных проб измеряется температура и прозрачность воды. Прозрачность воды определяется с помощью белого диска Секки, она измеряется в метрах — это значение указывает на какой глубине различим этот диск.
Эти данные позволяют судить о состоянии толщи вод Байкал за последние десятилетия. Так, в период с 2010 по 2019 год прозрачность воды в открытой глубоководной части Байкала составила в среднем 14,5±0,3 метра, максимальное зарегистрированное значение — 34 метра, а минимальное — 5,5 метра.
Ниже — график колебаний прозрачности:
По графику хорошо видно, что в период 2010-2019 года значимых межгодовых изменений не наблюдается — линия тренда практически горизонтальна.
Во внутригодовом цикле прозрачность воды снижается до минимума летом, как правило, в августе, в некоторые годы (2013 и 2019) — в конце июля, а в 2010 году — захватывают начало сентября. Самая прозрачная вода — в зимние месяцы (декабрь-январь), но в 2012, 2016, 2018, 2019 годах высокая прозрачность воды, наблюдалась в конце мая-июне, что связано со снижением количества фитопланктона.
В первой половине 2020 года изменения прозрачности воды укладываются в рамки межгодовых колебаний, наиболее низкие значения (8,5 метра) наблюдались в марте, а наиболее высокие (19 метров) — в первую половину июня.
Если говорить о губках, то нужно отметить, что их роль в обеспечении прозрачности воды в озере далеко не так велика. Прозрачность воды в Байкале определяется более масштабными факторами: в первую очередь, гидродинамикой вод, ее гидрохимическим составом и в значительной степени — размножением фитопланктона (что, в свою очередь, связано с температурой воды).
Долговременный мониторинг показывает, что за последние 70 лет средняя поверхностная температура в Байкале выросла более чем на градус, что привело к изменению видового состава и численности планктонных сообществ. Однако эти изменения растянуты во времени и связаны с глобальными климатическими процессами.
Каких-либо катастрофических изменений в качестве воды пелагиали Байкала, а уж тем более «стремительного помутнения» воды в масштабе всего озера в 2020 году не зафиксировано.
Однако состояние байкальских губок действительно внушает тревогу. Первые сообщения о массовых заболеваниях губок, их обесцвечивании и гибели относятся к 2011 году, и с тех пор ситуация не улучшилась.
Вспышки заболеваний также связаны и с загрязнением воды, и с изменением температурного режима литорали. Губки — симбиотические организмы, и в первую очередь гибнут водоросли, обитающие на них. Губки обесцвечиваются, начинают зарастать цианобактериями, а они выделяют токсичные вещества, которые приводят к гибели губок.
Однако говорить, что именно из-за этого озеро мутнеет — преувеличение. Фильтрационная роль байкальских губок, обитающих исключительно в придонном (бентосном) слое, не оказывает на прозрачность Байкала значительного влияния. Общие запасы воды озера Байкал превышают 23 тысячи кубических километров, и никаким губкам не по силам отфильтровать или как-то еще повлиять на такой объем воды.