Нырок с ядерным бомбометанием

Говорят, Советский Союз рухнул, не выдержав гонки вооружений с США, а главной нагрузкой, той соломинкой, которая сломала его спину, была программа «Энергия — Буран». На вопрос, почему же СССР взялся копировать американский шаттл, обычно дают такой ответ: в Политбюро считали, что после запуска шаттл мог совершить боковой маневр, затем «нырок» и сбросить атомную бомбу на Москву, и именно поэтому было принято решение о запуске аналогичной программы. Исследователь истории космонавтики Павел Шубин нашел и изучил подлинные советские документы, в которых гипотетические возможности американских шаттлов описывались задолго до старта первого из них. Выясняется, что картина была не такой простой.

По воспоминаниям Юрия Сихарулидзе, в 1975 году Дмитрий Охоцимский (руководитель отдела в Институте прикладной математики) обратился к директору своего института академику Мстиславу Келдышу с предложением рассмотреть вопрос о целях создания в США многоразовой транспортной системы «Спейс шаттл». Создание данной системы было утверждено президентом США 5 января 1972 года.

Опять же по воспоминаниям, Келдыш скептически отнесся к этой идее, отметив, что над этой задачей уже работают сотрудники НПО «Энергия» и ЦНИИмаша и пока безрезультатно. Тем не менее, согласие дал.

Мало где в мире в то время можно было найти столько специалистов по орбитальной баллистике и по движениям космических кораблей в атмосфере Земли, как в Институте прикладной математики. Этот институт участвовал в анализе космических проектов при помощи компьютеров еще с первой половины 50-х годов.

В частности, именно в этом институте (как раз под руководством Охоцимского) рассчитывалась траектория посадки спускаемого аппарата «Зонд» с двойным нырком в атмосфере Земли после возвращения от Луны и разрабатывались программы для его бортового компьютера. Так что подходящий математический аппарат у сотрудников Келдыша уже был.

К марту 1976 года отчет о целях американской программы, как следует из даты на его обложке, был закончен. Дальнейшая его судьба была весьма интересной. Вот как писали о нем в воспоминаниях:

Исследования, проведенные в институте прикладной механики АН СССР, показали, что «Спейс Шаттл» дает возможность, осуществляя маневр возврата с полу- или одновитковой орбиты по традиционной к тому времени трассе, проходящей с юга над Москвой и Ленинградом, сделав некоторое снижение — «нырок», в их районе сбросить ядерный заряд и в совокупности с действиями других привлеченных средств парализовать систему боевого управления Советского Союза. Исследования были проведены известными учеными Ю.Г.Сихарулидзе, Д.Е.Охоцимским. М.В.Келдыш на основе результатов анализа направил доклад в ЦК КПСС. Состоялся разбор, в результате которого с активной поддержкой Д.Ф.Устинова Л.И.Брежнев принял решение о разработке комплекса альтернативных мер с целью обеспечения гарантированной безопасности страны.
Из воспоминаний главного конструктора ракеты «Энергия» Губанова Б.И

Другими словами, исходный отчет оказал очень и очень важное влияние на советскую космическую программу. К сожалению, его суть была известна только в пересказе. Сработал эффект испорченного телефона, и вокруг его результатов начали возникать самые разнообразные мифы.

Упоминание про традиционную трассу стали проецировать на реальную трассу полета космического челнока. Более того, даже высказывалось утверждение, что один раз в 1985 году он выполнил реальный «нырок»!

Но как он мог это сделать? Ведь обычные орбиты шаттлов не проходили над Москвой. Конечно, за счет своей аэродинамики он смог бы сделать подобный боковой маневр, но ведь тогда бы он потерял бóльшую часть скорости и обратно на орбиту уже не вернулся.

Словом, эта история стала вызывать больше вопросов, чем ответов. Общая картина никак не складывалась. Казалось удивительным, что очень серьезные ученые пришли к подобным выводам, а руководство страны с ними согласилось.

Родилась даже легенда, будто это была специальная дезинформация со стороны США, чтобы вынудить нас потратить большие средства на очередной виток гонки вооружений. Якобы наши специалисты, будучи в Хьюстоне, во время проекта «Союз-Аполлон», случайно увидели плакат на котором шаттл, делая большой боковой разворот, сбрасывает бомбу на Москву.

И вот отчет, наконец, стал доступен всем желающим, и на многие вопросы появились четкие ответы. Надо только помнить, что это отчет именно 1975/1976 годов. Он относится ко времени, когда концепция шаттла была уже определена, но большая техническая работа над ним еще продолжалась. До его первого полета оставалось еще целых пять лет, а с последнего полета «Сатурна-5» прошло менее трех лет.

Для начала стало понятно, что никто тогда не писал про боковые развороты именно для сброса спецгруза (термин из отчета). Оценивался небольшой «нырок», исключительно по трассе полета. Космический челнок снижался до высоты 67 километров, после чего выпускал спецгруз и начинал подниматься.

Для возврата на низкую орбиту ему требовалось скорость всего 200 метров в секунду. Конструкция шаттлов предусматривала установку на каждый из них трех дополнительных баков, обеспечивающих приращение скорости до 150 метров в секунду каждый. Так что задача выглядела совершенно реальной.

Выход на трассу полета был возможен только с космодрома на базе ВВС «Ванденберг». Причем в рамках уже объявленной в США трассы (и с точки зрения скрытности) она была очень удобна.

Космический челнок подлетал к СССР со стороны Африки и Индийского океана. Очень неудобное место для советских систем слежения.

В этом полете (на первом витке) шаттл мог охватить большую часть Советского Союза и стран СЭВ. И время на реакцию было очень мало. От момента сброса спецгруза до его падения проходило всего 200 секунд.

Так что угроза на тот момент выглядела реальной. В 1976-1977 годах дополнительно было заказано 24 копии отчета о целях американской космической программы. Значит, очень многие организации ознакомились с ним и стали принимать на его базе какие-то серьезные решения.

Что можно сказать про описанный в отчете вариант применения космического челнока сейчас, когда шаттлы давно уже заняли свое место в музеях?

Для начала надо отметить, что космодром базы ВВС «Ванденберг» так никогда и не был использован для их полетов. Подготовка к запуску шаттла на этом космодроме шла вовсю, первый полет уже был назначен на 15 октября 1986 года, но... катастрофа челнока «Челенджер» 28 января 1986 года поставила крест на этих планах.

Следов разработки подобного специзделия также не заметно. Многие военные нагрузки «Спейс шаттла» секретны и сейчас, но отработку подобной боеголовки было бы сложно скрыть.

С большой степенью вероятности, штатной нагрузкой должны были быть какие-нибудь шпионские системы, возможно связанные с программой шаттлов. Именно поэтому их трасса так хорошо подходила для полета над территорией СССР.

При очень небольшом времени подготовки корабля (согласно изначальным планам) подобная разведывательная система обещала быть более оперативной, чем штатные спутники-разведчики, так как позволяла получить изображение нужного участка уже в течение часа после пуска, с посадкой на аэродром в конце первого витка.

В рамках этой версии даже «нырку» есть место — при снижении высоты полета уменьшаются и требования к оптическим системам.

В любом случае, сегодня все это уже только история. Но еще одно белое пятно в истории нашей космонавтики закрыто.

Павел Шубин