Астрологи объявили неделю климатических экспертов: уже несколько дней соцсети и медиа переполнены мнениями о глобальном потеплении. Редакция N + 1 предлагает читателям не верить никому и обратиться к первоисточникам — научным данным о климате. В этом нам поможет ведущий научный сотрудник Арктического и антарктического научно-исследовательского института Алексей Екайкин, один из соавторов последнего доклада Межправительственной группы экспертов по изменениям климата. Его мы попросили составить краткую инструкцию — где взять данные о климате.
Коротко: найти информацию на сайте Межправительственной группы экспертов по изменениям климата
Когда речь идет о климате, то наиболее полным и достоверным источником являются доклады МГЭИК — Межправительственной группы экспертов по изменениям климата.
Но почему мы можем верить этому МГЭИК? Откуда мы знаем, что доклады этой организации объективны, а не льют воду на мельницу одной из сторон?
Представьте, что вы хотите разобраться в каком-то вопросе. Для этого вам надо прочитать всю научную литературу по теме и сделать обзор основных выводов. Теперь представьте, что за вас этой работой занялись сто человек — специалистов в разных аспектах этой проблемы. Они уже перелопатили несколько тысяч статей (которые вам не прочитать и за много лет) и кратко и доступно изложили основные выводы.
Именно таким дайджестом и являются доклады МГЭИК. Авторы этих докладов — не чиновники, как почему-то многие думают (видимо, сбивает с толку слово «межправительственный» в этой аббревиатуре), а известные ученые из разных стран, каждый из которых может представить солидный послужной список.
Авторы докладов МГЭИК не получают за свою работу никаких денег, материально не заинтересованы, не должны иметь конфликтов интересов, и никто им заранее не диктует, какие выводы следует представить в том или ином докладе.
Коротко: Зайти на сайт МГЭИК и скачать «Резюме для политиков»
Нам потребуется «Резюме для политиков» самого свежего оценочного доклада по климату. На сегодня самым свежим является Пятый оценочный доклад (AR5), опубликованный в 2014 году. Резюме доклада доступно здесь.
Пролистываем и просматриваем рисунки — с большой вероятностью ответ может найтись прямо на них. И действительно, уже на первом рисунке мы видим график изменения температуры на Земле начиная с 1850 года:
Действительно, мы видим, что температура растет.
Коротко: Потепление составило в среднем 0,85 градуса Цельсия за последние 132 года
Чтобы ответить на этот вопрос, идем по ссылкам и погружаемся глубже в резюме. Смотрим раздел, в котором находится вышеприведенный рисунок (B «Наблюдаемые изменения в климатической системе», на с. 5), в нем видим раздел B.1 — «Атмосфера».
Читаем этот небольшой раздел и видим следующее: «Глобально усредненные совокупные данные о температуре поверхности суши и океана, рассчитанные на основе линейного тренда, свидетельствуют о потеплении на 0,85 [0,65-1,06] °С за период 1880-2012 гг., за который имеются многочисленные, независимо полученные массивы данных» (Здесь и далее перевод мой. — А.Е.).
После этой фразы есть ссылка {2.4} на соответствующий раздел самого доклада, где можно найти более подробную информацию. Идем на страницу самого доклада и находим главу 2, которая называется «Наблюдения: атмосфера и поверхность [земли]".
В этой главе находим раздел 2.4, который называется «Изменения в температуре».
В этом разделе — куча информации о всех возможных аспектах изменения температуры: об источниках данных и их погрешностях, о температуре воздуха над сушей (в том числе возможные сдвиги при измерении температуры в «теплых островах» городов), о температуре над морем, об интерполяции данных на те территории, где их нет, и т.д.
Текст снабжен кучей графиков, карт и таблиц, и для каждого вывода есть ссылки на литературу, то есть абсолютно все выводы и результаты прозрачны и могут быть прослежены до самого начала.
Коротко: разобраться в системе оценок климатологов и изучить раздел про атрибуцию климатических изменений
Возвращаемся в Резюме и в разделе D «Понимание климатической системы и ее недавних изменений» видим подраздел D3 «Выявление и атрибуция климатических изменений». В первом же пункте читаем (со ссылкой на раздел 10.3 доклада): «Крайне вероятно (в оригинале extremely likely), что более половины наблюдаемых изменений глобальной средней температуры поверхности земли с 1951 до 2010 гг. было вызвано антропогенным увеличением концентрации парниковых газов, а также другими антропогенными влияниями».
Тут надо сделать отступление и рассказать о «confidence language» — терминах, которыми ученые оперируют, чтобы выразить степень уверенности в полученных результатах. У нас не принято говорить «абсолютно уверен», «зуб даю» или «мамой клянусь». Мы оперируем вероятностными величинами — и это иногда вызывает недопонимание у обывателей.
Например, если я абсолютно уверен в своем результате, я скажу «virtually certain» (практически уверен) или, если я могу выразить свою уверенность количественно, «extremely likely» (крайне вероятно). Но у обывателя может создасться впечатление, что я все-таки не очень уверен в своих выводах.
Также в принятом в докладах МГЭИК языке могут встречаться такие термины, как low/medium/high evidence и low/medium/high agreement. Первое говорит о том, сколько данных доступно, чтобы оценить полученный вывод, а второе — какова степень согласия между различными опубликованными статьями.
Например, фраза «high agreement, low evidence» означает, что статей немного, но их результаты хорошо согласуются друг с другом. В целом это может быть выражено фразой «low to medium confidence», означающей низкую или среднюю степень уверенности в достоверности результатов.
Если же после вывода стоит «virtually certain» или «extremely likely» — это значит, что и публикаций много, и все они хорошо согласуются друг с другом. В нашем примере extremely likely означает, что достоверность результата превышает 95 процентов.
Теперь идем в главу 10, которая называется «Определение и атрибуция климатических изменений: от глобального до регионального» и ищем там раздел 3 «Атмосфера и поверхность земли», а в нем подраздел 10.3.1 «Температура».
Тут опять находим краткое напоминание о наблюдениях за измерением температуры (со ссылкой на соответствующие разделы), рассказ о моделировании температуры (с рисунками), ну и собственно исследование отдельных факторов — природных (влияние Солнца, вулканической активности, внутренней климатической изменчивости) и антропогенных (парниковые газы, аэрозоли и т.д.).
В Резюме также находим прекрасный рисунок 5, который в лаконичной форме суммирует то, что мы знаем о влиянии разных факторов на климат:
В 2011 году антропогенный фактор был наиболее влиятельным из всех.
Коротко: найти в «Резюме для политиков» специальный доклад, посвященный Антарктиде
Помимо основных оценочных докладов, у МГЭИК есть еще так называемые специальные доклады, посвященные более детальному освещению какой-либо узкой темы. Среди последних — доклад о потеплении на 1,5 градуса Цельсия (тот самый, после прочтения которого начала свой крестовый поход Грета Тунберг), доклад об изменениях на суше и доклад об океане и криосфере (полный список здесь, нажать на плашку меню «Reports»).
Очевидно, что ответ на наш вопрос нужно искать в последнем докладе, который был опубликован всего два дня назад.
Схема та же: идем в «Резюме для политиков», просматриваем оглавление и находим интересные для нас разделы.
В частности, в разделе A3.3 сказано: «Ускорение течения и отступления льда в Антарктике, потенциально способное привести к подъему уровня Мирового океана на несколько метров за несколько сотен лет, наблюдается в секторе моря Амундсена в Западной Антарктиде и в районе Земли Уилкса (Восточная Антарктида) (very high confidence). Эти изменения могут быть началом необратимой нестабильности ледникового щита. Неопределенность, связанная с наступлением этой нестабильности, обусловлена недостатком данных, недостаточно надежным моделированием ледниковых щитов и ограниченным пониманием сложных взаимодействий между атмосферой, океаном и ледяным щитом».
По ссылкам выходим на вкладку 8 (cross-chapter box 8 на странице 3-55) под названием «Будущие изменения уровня моря и нестабильность ледниковых щитов» в главе 3. Эта вкладка полностью посвящена нашему вопросу.
Из нее мы узнаем, что некоторые части антарктического ледникового щита характеризуются динамической нестабильностью: их основание расположено ниже уровня моря, а ложе ледника наклонено к его центру. При такой геометрии ледника его отступание, если оно начнется, будет необратимо до тех пор, пока ледник не нащупает новую точку равновесия:
И самое печальное, что такие процессы (ускорение движения льда, утончение краевых частей ледников и уменьшение высоты поверхности, отступание линии налегания) — уже наблюдаются в некоторых частях Антарктиды.
Однако наших нынешних знаний недостаточно, чтобы дать четкий ответ: необратимое отступание уже началось или то, что мы видим сейчас, это лишь линейная реакция системы на внешние воздействия (повышение температуры воды в океане и усиленное таяние ледяных шельфов).
Аналогичным образом в докладах МГЭИК можно найти ответы на все вопросы, связанные с современными и будущими изменениями климата, с их причинами, с влиянием климата на ледники, уровень моря, моря и реки, на экосистемы и на человека. Если наука об этом что-то знает — об этом знает МГЭИК.