2 августа 2019 года прекратил действие российско-американский Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Этот документ был подписан в 1987 году между СССР и США и вступил в силу годом позже. Россия исполняла требования договора, поскольку является правопреемницей СССР. Сохранить ДРСМД не удалось, испытания соответствующих ракет в США возобновились, но почему-то российские СМИ сообщают об этом с непременным добавлением: эти испытания «запрещены» ДРСМД. Зачем они это делают?
ДРСМД было одним из важнейших шагов в области контроля над ядерными вооружениями, впервые в истории позволивший полностью ликвидировать целый класс вооружений: баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней и меньшей дальности. К средней относится дальность от 1 до 5,5 тысячи километров, а к меньшей — от 0,5 до 1 тысячи километров. Его заключению предшествовали следующие события.
В 1973 году американский министр обороны Джеймс Шлезингер обнародовал концепцию обезглавливающего удара, подразумевающую возможность быстрого нанесения ядерного удара по позициям баллистических ракет и административным центрам СССР. Фактически предусматривалась возможность полного уничтожения руководства страны еще до принятия решения об ответном ракетно-ядерном ударе.
В 1974 году концепция Шлезингера была закреплена на уровне ядерной стратегии США. Американцы стали наращивать сотрудничество с Великобританией и Францией в сфере обороны, в том числе в области баллистических ракет подводных лодок и ракет средней дальности.
Пару лет спустя министр обороны СССР Дмитрий Устинов отдал приказ о размещении на западных границах СССР ракет средней дальности РСД-10 «Пионер». Эти ракеты могли поражать цели на дальности до 5 тысяч километров с помощью трех ядерных боевых блоков мощностью 150 килотонн каждый.
Комплексы «Пионер» в случае военного конфликта позволили бы поразить стратегически важные цели на территории Европы самое большее в течение десяти минут. Фактически, после размещения ракет средней дальности Советский Союз получал военное превосходство на потенциальном европейском театре военных действий. В общей сложности СССР развернул около 300 РСД-10 на своих западных границах.
В качестве ответной меры СШАи НАТО решили разместить в Европе 572 ракеты MGM-31C Pershing II. Эти носители средней дальности были способны поражать цели на дальности до 1,8 тысячи километров. Каждый «Першинг» оснащался одним боевым блоком с изменяемой мощностью от 5 до 80 килотонн.
В 1983 году США начали развертывать ракетные комплексы MGM-31C в Великобритании, Италии, Бельгии и Нидерландах. Кроме того, за размещение ракетных комплексов на своей территории высказались власти Германии. «Першинги» в случае военного конфликта позволили бы США нанести ядерные удары по стратегическим позициям СССР в течение 6-8 минут.
СССР в ответ на размещение «Першингов» в Европе начал разворачивать оперативно-тактические комплексы ОТР-23 «Ока» в Чехословакии и ГДР. Тактические баллистические ракеты комплексов позволяли поражать цели на дальности до 450 километров как обычными, так и ядерными боевыми блоками. Мощность последних составляла от 10 до 50 килотонн.
США в ответ начали разворачивать в Центральной Европе оперативно-тактические ракетные комплексы MGM-52 Lance. Их ракеты могли поражать цели на дальности до 120 километров с помощью обычных боевых частей, а также ядерных боевых блоков с измеяемой от 1 до 100 килотонн мощностью и даже нейтронных боевых блоков. К слову, нейтронные боевые блоки W70-3 ракет MGM-52 стали первыми в истории такими частями в боевом развертывании.
Журнал Bulletin of the Atomic Scientists Чикагского университета с 1947 года выставляет время на «Часах Судного дня». Эти часы символизируют время, которое осталось до ядерного катаклизма и момента, когда весь мир окажется на грани гибели. По «Часам Судного дня» этот момент наступит ровно в полночь.
Время на часах устанавливается консенсусом нескольких ученых на основе военно-политических событий в мире. В 1972 году минутная стрелка часов занимала одно из самых дальних от полуночи положений — часы показывали 23:48. Но уже в 1974 году время на часах изменилось на 23:51 как отражение Холодной войны и пересмотра США своей ядерной доктрины.
В последующие годы на фоне гонки ракетных вооружений в Европе, войны в Афганистане, волны терактов и эскалации гонки вооружений минутная стрелка двигалась в сторону полуночи. Так, в 1981 году «Часы Судного дня» показывали уже 23:56, а в 1984-м — 23:57.
Неизвестно, к чему могла бы привести гонка вооружений в Европе, но, к счастью, после серии многолетних и трудных переговоров в 1987 году между СССР и США было достигнуто соглашение о взаимном разоружении. В переговорах значительную роль сыграл Эдуард Шеварднадзе, занимавший тогда пост министра иностранных дел СССР.
В сентябре 1987 года во время визита в США Шеварнадзе подписал соглашение о создании центров по уменьшению ядерной опасности, а также договорился о масштабных двухсторонних переговорах об уменьшении и последующем прекращении ядерных испытаний. Результатом этих усилий и стало заключение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
По этому соглашению США и СССР отказывались не только от разработки, испытаний и постановки на вооружение баллистических и крылатых ракет средней и меньшей дальности, но и об уничтожении оперативно-тактических ракетных комплексов «Ока» и Lance, формально под действие нового договора не подпадавших. К моменту распада СССР стороны в рамках договора уничтожили в общей сложности 2692 ракетных комплекса.
В 2010-х годах начал активно развиваться новый виток гонки вооружений, в первую очередь между Россией и США. Это происходит на фоне общего ухудшения политических и экономических отношений между двумя странами.
На этой волне стороны начали обвинять друг друга в нарушении положений ДРСМД. В частности, США объявили, что крылатая ракета 9М729 «Новатор» оперативно-тактического комплекса «Искандер» нарушает положения договора. Официально ракета имеет дальность полета до 490 километров.
Россия начала развертывать комплексы «Искандер» в Калининградском анклаве с середины 2010-х годов в качестве ответа на развитие американцами системы противоракетной обороны в Европе. В Москве считают, что ПРО может частично нивелировать боевой потенциал российского ядерного щита, сместив ядерный баланс в пользу американцев.
Российская сторона также полагает, что США нарушили положения ДРСМД, начав размещать в Европе пусковые установки Mk.41 ракет-перехватчиков системы противоракетной обороны. Эти установки размещаются на корабля с боевыми информационно-управляющими системами Aegis. Потенциально, такие установки могут быть использованы для запуска крылатых ракет средней дальности.
Кроме того, по мнению российских властей, США используют в Европе ракеты-мишени, также подпадающие под запрет ДРСМД. Речь, в частности, идет о баллистических ракетах Terrier Orion малой дальности, которые используются для испытаний ракет перехватчиков SM-3 под управлением Aegis. Наконец, к нарушениям ДРСМД российская сторона относит развитие американцами ударных беспилотников.
Не сумев договориться, Вашингтон и Москва в феврале 2019 года приостановили действие Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, а 2 августа действие договора прекратилось. Сам по себе этот факт, наравне с активной модернизацией американской и российской ядерной триады, ставит под угрозу и действие другого очень важного договора в области ограничения ядерных вооружений — СНВ-3.
Этот Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений — одно из важнейших достижений Дмитрия Медведева на посту президента — был подписан в 2010 году и вступил в силу в 2011-м. Договор классифицирует и ограничивает развертывание носителей ядерного оружия и ядерных боевых блоков.
Вскоре после того, как ДРСМД прекратил свое действие, американские военные провели испытания крылатой ракеты средней дальности наземного базирования. Военные назвали ее GLCM (Ground-Launched Cruise Missle, крылатая ракета наземного базирования) и заявили, что ракета поразила условную цель на дальности более 500 километров.
Внешне боеприпас сильно похож на крылатую ракету Tomahawk. В семейство таких ракет до 1991 года входили боеприпасы BGM-109G Gryphon — крылатые ракеты наземного базирования, способные нести ядерную боевую часть W84 с изменяемой от 0,2 до 150 килотонн мощностью на расстояние до 2,5 тысячи километров. Эти ракеты также носили обозначение GLCM и после подписания ДРСМД и вплоть до прекращения договора подпадали под его действие.
Вскоре после этих испытаний российское новостное поле заполонили «сенсационные» и «острые» заголовки: «Пентагон опубликовал видео запуска ракеты, запрещенной ДРСМД», «В МИД России оценили испытание США запрещенной ДРСМД ракеты», «В Кремле прокомментировали испытание США запрещенной ДРСМД ракеты» и другие в том же духе. Позднее появился и такой: «НАТО не признает испытания крылатой ракеты США доказательством нарушения ДРСМД».
То есть человеку, незнакомому с историей ДРСМД, может показаться, что американцы совершили какое-то страшное преступление, нарушив важный договор, защищавший мир от ядерной войны. Но во всей этой истории правда в том, что ДРСМД больше не действует, США и Россия вольны разрабатывать и испытывать какие угодно ракеты средней и меньшей дальности. Поэтому все заголовки о «ракете, запрещенной ДРСМД» выглядят откровенно глупо.
Глупо демонизировать США — да и кого угодно вообще — за несоответствие больше не действующим договорам. Представим себе ситуацию: вместо вышедшего в «Общей газете» в 2017 году заголовка «Кремль потратит 3 млн рублей на алкоголь и закуску для новогоднего банкета» мы видим другой — «Кремль потратит 3 млн рублей на алкоголь, запрещенный “сухим законом”». Чувствуете разницу? И неважно, что последний «сухой закон» (указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения») в нашей стране действовал в 1985–1990 годах.
Или вот сообщение Газеты.ру: «Российские военные в Сирии отступили, узнали СМИ». Опять же, в духе нового времени следовало написать: «Российские военные в Сирии отступили, нарушив приказ “Ни шагу назад!”». Приказ «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций», больше известный как «Ни шагу назад!» действовал с 1942-го по 1944 год. Но ведь не важно, правда?
Или важно? Приемы такого рода называются пропагандой — но уместны ли они в ситуации, когда хрупкий баланс сил двух ядерных держав стал еще менее прочным? «Часы Судного дня», последний раз скорректированные в 2018 году, показывают 23:58. Это самое близкое к полуночи (второе в истории) положение стрелок. Прекращение действия ДРСМД и новая гонка вооружений в области гиперзвуковых планирующих боевых блоков для баллистических ракет, надо полагать, сделают полночь еще чуть-чуть ближе. И не хочется думать, что последнее движение маятника в «Часах Судного дня» спровоцируют именно журналисты.