Почти незамеченным в научных новостях осталось важное археологическое событие: при строительстве отеля в турецком городе Антакья, на месте древней Антиохии, была найдена крупнейшая на сегодняшний день мозаика римского периода. Подробнее об истории Антиохии, о необычном симбиозе археологов и отельеров, а также о самой мозаике рассказывает Юлли Улетова, автор сайта «Помпеи — шаг за шагом».
Есть на планете места, где жизнь не прекращалась в течение тысячелетий, и поэтому культурный слой там очень насыщен и велик. Турция — одно из таких мест, многонациональное и мультикультурное пространство, сочетающее современность и древность во многих сферах жизни.
Современная Антакья расположена на месте древней Антиохии-на-Оронте — большого античного города, который около 300 года до нашей эры основал и назвал в честь отца полководец Александра Македонского Селевк. Селевкиды любили свою западную столицу (на востоке роль столиц играли Селевкия и Вавилон), поэтому с большим воодушевлением украшали ее: императорский дворец, театр, цирк, термы, храмы — Антиохия была красивым и удобным эллинистическим городом.
Длинная славная история города в составе государства Селевкидов, затем Армянского царства и Римской империи продолжилась и в византийское время. Антиохия — крупнейший культурный центр цивилизованного греко-римского Востока.
Здесь родились последний крупный античный историк Аммиан Марцеллин, крупнейший ритор поздней Античности Либаний, богослов и будущий архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст и византийский писатель Иоанн Малала. Город активно застраивался как общественными зданиями, так и частными виллами. Христианизация Антиохии только способствовала ее славе.
Затем последовали 300 лет эпохи упадка под пятой Омейядов и Аббасидов. В 969 году Антиохия вновь вернулась в состав Византийской империи и стала большой государственной стройкой. Византийские василевсы перестроили кафедральный собор Святого Петра, возвели новые церкви, а на горе Сильп появилась мощная цитадель.
Следующее столетие город переходил из рук в руки. Сначала византийский император Роман IV Диоген передал его султану Сельджукидов Алп-Арслану в обмен на собственную свободу. Затем ее отвоевал бывший византийский военачальник Филарет Варажнуни.
Армянин по происхождению, Варажнуни, недовольный как своим смещением с поста главнокомандующего войсками региона, так и политикой Византии по отношению к армянам, объединил ставшие фактически независимыми после битвы при Манцикерте армянские княжества империи и на недолгое десятилетие стал правителем этого царства.
В 1086 году Антиохию захватил основатель султаната Рума Сулейман I, а затем она вновь на 13 лет перешла под власть Сельджукидов. Следующими город завоевали западные крестоносцы, и Антиохия почти на 200 лет стала столицей одноименного княжества. Может показаться удивительным, но Антиохийское княжество состояло в вассальных отношениях с Монгольской империей Чингизидов.
Впрочем, союз с монголами не спас это маленькое христианское государство от угрозы со стороны мамлюков. В 1268 году мамлюкский султан Бейбарс после осады взял и разрушил город. Христианское население частью было вырезано, частью — продано в рабство. Так закончилась история древней Антиохии.
Современная Антакья славы и значения Антиохии, разумеется, не унаследовала. Это не очень большой город, где живут чуть более 200 тысяч человек с преобладанием, естественно, турецкого населения. Можно представить, как под нынешней Антакьей лежит скрытая тысячелетиями Антиохия. Любые земляные работы могут вызвать ее к жизни, однако при их отсутствии Антиохия так и остается во тьме веков.
Зато местный археологический музей обладает второй в мире по величине коллекцией античных мозаик. И вот из Антакьи пришла новость мирового значения: при строительстве отеля на территории города открыта античная мозаика площадью 1050 квадратных метров, то есть крупнейшая из известных.
В 2009 году в городе началось строительство здания большого отеля площадью 17 тысяч квадратных метров. Но вскоре работы пришлось остановить. На месте будущей стройки обнаружились богатства, изумившие даже археологов: слои пяти эпох — от эллинизма до исламского периода, находки 13 культур, народов и царств, несколько десятков тысяч предметов.
Первоначальный проект гостиницы пришлось изменить. Было решено по возможности сохранить древнее пространство и включить его в дизайн гостиницы. За дело взялось архитектурное бюро известного турецкого архитектора Эмре Аролата. Сегодня отель стоит на платформе, которую удерживает сложная система металлоконструкций. При этом скважины для опорных конструкций рыли вручную, чтобы как можно меньше повредить зону археологических раскопок.
В результате получился очень необычный проект, сумевший совместить прошлое и настоящее. Часть общественного пространства отеля расположена на нижнем этаже, на платформе, и прозрачный пол служит как световым колодцем для сохраненных древностей, так и «окном в прошлое» для обитателей и посетителей гостиницы.
Вся эта потрясающая археологическая зона — а теперь уже официально археологический музей Некми Асфуроглу (названный в честь компании-застройщика отеля) — будет передана министерству культуры и туризма Турции. У музея запланировано два входа — изнутри отеля и с улицы. Предполагается, что более 200 предметов из находок останутся в его экспозиции.
Археологическая зона под отелем включает в себя русло древней реки и руины жилого пространства античной Антиохии, в том числе и те самые невероятные по площади мозаичные полы с эффектом трехмерного изображения.
Самое раннее из сооружений на площади, открытой археологами, — какое-то портовое здание эллинистической эпохи. К сожалению, работы ограничены участком, отведенным отелю, поэтому и расчистить полностью объект не удалось. К этому же периоду, возможно, относится и мастерская ремесленников, работавших со стеклом. Кроме того, от римлян сохранилась вилла с гипокаустом — системой теплого пола, обычно использовавшейся в термах.
Сплошной ковер мозаик занимает площадь более тысячи квадратных метров — на сегодняшний день это самая большая античная мозаика в мире. Она включает в себя около десятка различных по орнаменту мозаичных картин. Самая ранняя мозаика, по словам археологов, относится к римской эпохе — II веку нашей эры. Мотивы изображений весьма разнообразны: это и геометрические украшения, и фигуративные эмблемы, и целые картины.
Все мозаики сделаны из натуральных камней, вырезанных, по-видимому, вручную. Камни использовались как местные, так и привозные. Помимо этого грандиозного мощения, отдельные мозаичные полы открыты в помещениях древних зданий.
Пожалуй, самым интересным является мозаичный пол, все картины которого посвящены музам. Мозаика отличается прекрасным качеством и, за исключением отдельных небольших участков, замечательно сохранилась.
Основная картина триптиха изображает всех восьмерых муз, каждая из которых держит присущий ей атрибут и снабжена подписью, сообщающей ее имя. Справа от муз картина с редким сюжетом — Гесиод, древнегреческий рапсод, разговаривает с музой эпической поэзии Каллиопой, обе фигуры тоже подписаны.
На картине слева — мужчина и женщина, подписи дают нам понять, что это воплощения Беотии и Геликона. Беотия — историческая область в Греции, где находится гора Геликон. На Геликоне же, согласно мифологии, находились священные источники муз, один из которых выбил своим копытом Пегас.
Центральная мозаика полотна — большая картина-эмблема — направлена в противоположную сторону. Это, очевидно, должно указывать на точки обзора полов из разных мест помещения. Героем картины является тот самый Пегас — крылатый конь, помощник богов и любимец муз. Пегаса обихаживают три женщины, за процессом наблюдает кентавр.
Эмблему окружают картины поменьше с изображением птиц и животных: зайцы, овцы, олени, фазаны, петухи, гуси попарно занимают прямоугольники по периметру картины с Пегасом. Панно обрамляют геометрический и цветочный бордюры. Остальной пол украшает мозаика с геометрическими узорами.
Помимо мозаик муз, множество полов демонстрируют простые и сложные геометрические орнаменты. Особенно же археологи выделяют так называемую Мозаику птиц — большой однотонный «ковер» с медальоном в центре, усеянный изображениями разных птиц.
Кроме того, нельзя не упомянуть и сохранившийся образец opus sectile. Это весьма дорогая и престижная техника мощения полов. Покрытие пола набирают из тонких пластин натурального камня разного размера и разной формы и подгоняют друг другу настолько плотно, что они составляют одну ровную поверхность. Материалы для такой техники обычно стоили намного дороже обычных каменных тессер для мозаики и требовали от каменщиков и наборщиков несомненного мастерства.
Удивительно, но несмотря на явную привлекательность региона для археологов, последние систематические раскопки в провинции Хатай, где расположена Антакья, производили американская и французская экспедиции в 1930-е годы. Неожиданным образом строительство отеля оказалось на руку местным специалистам по древней истории и музейщикам.