В испанской Гранаде, на территории муниципалитета Салар, еще в середине 2000-х годов была открыта античная вилла. Уже первые сезоны раскопок показали, что она была тщательно отделана и богато декорирована — судя по всему, вилла в Саларе войдет в десятку лучших вилл, откопанных на Иберийском полуострове. Подробнее о самой вилле и о находках, сделанных в завершившемся археологическом сезоне, рассказывает Юлли Улетова, автор сайта Помпеи: шаг за шагом.
В середине 2000-х годов в испанском муниципалитете Салар в Гранаде решили построить завод по очистке сточных вод. При подготовке строительной площадки здесь была открыта римская вилла.
Нынешняя Гранада расположена на территории римской провинции Бетика, которая занимала почти весь юг Пиренейского полуострова и была крупнейшем поставщиком оливкового масла в Римской империи. Поэтому само наличие здесь руин усадьбы римского времени не странно. В Андалусии есть уже несколько открытых римских вилл. Однако, как показали дальнейшие исследования, вилла в Саларе обладает прекрасной декоративной отделкой, что делает ее довольно серьезным археологическим открытием региона.
Как выяснилось во время двух первых сезонов археологических раскопок, вилла имела стандартный для римской усадьбы план: несколько помещений, сгруппированных вокруг атрия. Сюрпризом стал перистиль (внутренний сад) с триклинием (комнатой-столовой) и нимфеем (фонтаном). Все помещения были украшены напольными мозаиками, а некоторые даже сохранили настенные фрески.
Мозаики набраны из кубиков-тессер двух видов — из различных пород камня местного происхождения и из стекловидной пасты нескольких цветов (красного, желтого, синего и зеленого). Тематически мозаики весьма разнообразны: это и геометрические орнаменты, и растительные мотивы, и мифологические сюжеты.
Первой была открыта мозаика триклиния — ее повредили при рытье траншеи под очистительную установку. Однако поскольку мозаика геометрическая, рисунок удалось почти полностью восстановить при реставрации, за исключением небольших утраченных фрагментов центрального медальона.
Триклиний — это помещение для проведения званных обедов. Их римляне обычно устраивали не так, как принято сегодня, когда все сидят за одним столом. Нет, стол, конечно, тоже имелся в центре, однако низкий и не слишком большой. Вокруг такого стола стояли ложа — клине (cline), обычно два (тогда помещение называлось биклиний) или три (соответственно, триклиний). На такие ложа укладывались два-три человека и полулежа участвовали в многочасовой трапезе.
Триклиний виллы в Саларе был не просто комнатой. Он даже не был помещением в общепринятом смысле. Это было пространство на свежем воздухе, ограниченное с трех сторон невысоким парапетом, вероятно, с деревянной оградой или декоративной решеткой. Последняя отделяла триклиний от U-образного канала нимфея. Крыши у триклиния не было, в плохую погоду, возможно, использовали полог.
Нимфей представлял собой фонтан в небольшой апсиде по одной из коротких сторон триклиния. Вода из фонтана стекала в канал, а оттуда — в подземную цистерну и вновь в фонтан.
Здесь, в нимфее, обнаружились (в 2012 и 2013 годах) две статуи Венеры. Одна из них, от которой сохранилась только нижняя часть, по-видимому, была фигурой фонтана, так как имела отверстие для трубы.
Вторая статуя сохранилась лучше, утрачена только ее голова. Своей позой она демонстрирует тип так называемой Venus pudica — Венеры стыдливой/скромной, восходящей к изваянию работы греческого скульптора Праксителя. Это одно из самых распространенных изображений Афродиты/Венеры, когда богиня стоит, согнув одну ногу в колене, и придерживает рукой ниспадающее одеяние.
На противоположной короткой стороне триклиния находился вход в атрий виллы, выхода наружу из триклиния не было.
Атрий — основное помещение римского дома, обычно видное от входа всем проходящим мимо. Просторное и высокое, оно имело в центре пола небольшой неглубокий бассейн — имплювий. В крыше атрия над имплювием также имелось отверстие — комплювий. Таким образом римляне собирали дождевую воду, поскольку из имплювия вода попадала все в ту же подземную цистерну.
Однако устройство атрия виллы в Саларе отличается от стандартного: вместо крыши над ним с отверстием по центру владельцы, судя по результатам раскопок, оставили крышу непосредственно над коридорами вокруг имплювия, отгородив его каменными блоками. В результате вместо зала, который представлял собой атрий в обычном римском доме, здесь получился открытый двор с галереями.
Эти галереи были также украшены напольными мозаиками. Галерею вдоль стены, на которой расположен вход в перистиль, исследователи считают неким променадом под крышей — амбулакрумом (вероятно, производное от ambulare — «прогуливаться»). Здесь была частично расчищена во время предыдущих археологических сезонов мозаика с морскими мотивами, рыбами, а также женщиной на морском чудовище (предположительно, Амфитритой на Кито). В дальнейшем она получила условное название Нереиды, и ее образ стал визитной карточкой музея римской виллы в Саларе.
В этой галерее на цоколе стены сохранились остатки фресок.
В 2017 году была найдена так называемая Мозаика охоты, изображающая сцены охоты на кабана. Она все еще не открыта полностью несмотря на два сезона расчистки, поскольку покрывает довольно большую площадь. Сейчас уже можно видеть всадника, метнувшего копье в кабана; леопарда, нападающего на другого всадника; еще одного леопарда.
Само наличие мозаик указывает на высокую покупательную способность владельца усадьбы: мозаичные полы — недешевое удовольствие и показатель определенного статуса в древнеримскую эпоху. На основании уровня декора появилось предположение, что владельцем виллы был государственный чиновник или богатый торговец.
В этом году экспедиция должна была расчистить Мозаику охоты в перистиле, найденную в прошлом году, а также исследовать соседние помещения. Эти помещения также украшены напольными мозаиками, правда, не сюжетными, а геометрическими.
По результатам археологической кампании 2018 года была открыта новая — третья — мраморная статуя Венеры Стыдливой высотой около 70 сантиметров, в очень хорошем состоянии. Находка сделана в помещении, от которого археологи не ожидали ничего особенного, — и, помимо Венеры, здесь была обнаружена осыпавшаяся панель настенной фрески.
Сама статуя, судя по всему, была вторично использована в строительстве. Согласно гипотезе, это было сделано уже на последнем этапе использования виллы, когда в регионе начало распространяться христианство, для последователей которого изваяние языческой богини не имело никакой ценности.
Специалисты экспедиции отмечают, что во всем мире сегодня существует не более сотни таких статуй. По их словам, к ним уже обратились представители научного сообщества с просьбой допустить их к изучению саларской Венеры.
К сожалению, части статуи, а именно левая рука от плеча и ноги от колен и ниже, утрачены, но, в отличие от предыдущих Венер, на этот раз статуя сохранила свою голову с чудесной прической. Ее полный рост, по-видимому, составлял около 120 сантиметров. Теперь следует ждать результатов исследований из реставрационной мастерской.
О самой вилле за три сезона регулярных исследований также удалось узнать немало. Период ее функционирования, по оценкам специалистов, был довольно большим — с I по V век нашей эры. В середине III века усадьба достигла фазы монументализации, а в первой половине V века была перестроена. Хорошая сохранность виллы связана, видимо, с наводнениями местного ручья — Салара. После того как в первой половине VI века усадьба была покинута, Салар, разливаясь, похоронил ее под своими наносами.
На сегодняшний день удалось раскопать примерно десять процентов от предполагаемой площади виллы. Поскольку Бетика была центром производства оливкового масла, а помимо этого, здесь выращивали виноград и пшеницу, то не исключено, что в дальнейшем будет обнаружена и производственная часть усадьбы. А пока что ее жилая часть уже дала потрясающие находки и открытия, несмотря на ограниченность исследованного пространства.
По мнению специалистов, римская вилла в Саларе должна войти в десятку лучших римских вилл на Иберийском полуострове. По своей величине и сохранности она может занимать второе место после виллы Ла Ольмеда.