Тощие гиганты животного мира: немертины

Когда речь заходит о самых больших животных, в памяти в первую очередь всплывают слоны, жирафы и киты. Но абсолютными чемпионами животного мира по размерам, если измерять длину, будут морские черви немертины. А именно червь Lineus longissimus — рекордсмен в этом виде спорта. Длина этого червяка, обитающего в северо-восточной Атлантике, достоверно достигает 30 и более метров. Но существует сообщение о том, что в штормовых выбросах возле шотландского города Сент-Эндруса был обнаружен червь длиною 54 метра. Погодите обзаводиться новым ночным кошмаром: при такой экстремальной длине ширина животного может исчисляться несколькими миллиметрами. Изучают этих странных существ и на кафедре зоологии беспозвоночных биофака МГУ.

Удивительная эластичность немертин возможна благородя хорошо развитой мускулатуре. Эти черви могут похвастаться такой мышечной массой, что не снилась ни одному Арнольду Шварценеггеру. Если у обычных червей, например у привычных дождевых, два слоя мускулатуры — кольцевой и продольный, то немертины могут щегольнуть дополнительными мускульными слоями, как продольными и кольцевыми, так и диагональными.

Особенности не заканчиваются и тут. Готовьтесь — у немертин есть хобот. Но этот хобот не болтается снаружи, как у слона, а представляет собой впячивание стенки тела в специальный карман внутри самого тела, который, в свою очередь, заполнен жидкостью. Когда хобот необходим, немертина выворачивает его. При этом она сокращает мышцы вокруг хоботного кармана, жидкость устремляется в просвет хобота, и тот выворачивается, как палец у резиновой перчатки, которую не очень аккуратно сняли, а теперь надувают, пытаясь вновь придать ей знакомые очертания.


Такое сложное приспособление нужно не только для красоты, но и для охоты. Немертины, в основном, засадные хищники, они поджидают свою жертву, зарывшись в донные отложения. Как только в пределах досягаемости появляется что-то съедобное, червь выбрасывает хобот. На нем могут располагаться множество клейких папилл или/и острая известковая иголочка, называемая стилетом. Кроме того, могут иметься карманы с запасными стилетами — на случай утраты или поломки основного. Вооружение на хоботе служит для нарушения покровов жертвы. В образовавшуюся дырочку проникают парализующие токсины, а затем и сам червь, поедающий жертву изнутри. Немертины без вооружения оплетают клейким и иногда ядовитым хоботом свою жертву, которая может быть крупнее хищника в несколько раз, а затем натягиваются на нее, как чулок, проглатывая целиком.


Вот очень длинное и подробное видео о том, как обедает амфипорус

Встречаются среди немертин и паразиты. Червь из рода Carinonemertes паразитирует на крабах, поедая их яйца. Malacobdella grossa — комменсал некоторых двустворчатых моллюсков. Она практически утратила за ненадобностью характерный для этого типа червей хобот и отрастила присоску на заднем конце тела, чтобы удерживаться внутри мантийной полости, где бушуют водные потоки, создаваемые моллюском-хозяином.

Немертины выделяют большое количество слизи. Она годится для многих целей. Во-первых, слизь облегчает скольжение по субстрату. Во-вторых, защищает от высыхания литоральных червей во время отлива. В-третьих, склизкий объект довольно сложно поймать — не только более крупным хищникам, но и ученым, желающим собрать материал.

Большинство немертин обладают прямым развитием, то есть из оплодотворенного яйца выходит маленький червячок. Но группа немертин под названием Pilidiophora развивается через странного вида свободноплавающую личинку — пилидий, которая выглядит как парящий гибрид будёновки и ушанки. Пилидий беззаботно плавает и питается в толще воды, совершенно не подозревая, что внутри него, вокруг его кишки из нескольких групп клеток, собирается маленький червячок. Спустя некоторое время этот новообразовавшийся маленький червяк съест окружающий его пилидий и камнем упадет на дно.

И в заключении стоит сказать, что немертины обладают прекрасной способностью к регенерации: если червь теряет часть тела, то он, не печалясь, отращивает новый кусок на месте утерянного. Ramphogordius sanguneus довел это умение до абсолюта. Его супер-способность заключается в умении восстанавливать себя заново из мельчащих кусочков. Основное условие — в изначальном фрагменте должно остаться немного нерва. Так из одной немертины длиною 15 сантиметров может получиться больше 200 тысяч червей.

Мирослава Чернева,
аспирант кафедры зоологии беспозвоночных
биологического факультета МГУ