Через наше тело каждую секунду пролетают десятки тысяч элементарных частиц из космоса — мюонов, электронов, нейтрино и так далее. Мы их не чувствуем и не видим, но это не значит, что их нет. И не значит, что их нельзя зафиксировать. Мы предлагаем читателям N + 1 своими руками собрать устройство, которое позволит вам «увидеть» этот непрерывный космический дождь.
«Настоящие» детекторы частиц, например те, что стоят на Большом адронном коллайдере, стоят миллионы долларов и весят сотни тонн, но мы попробуем обойтись значительно более скромным бюджетом.
Нам понадобятся:
Итак, приступаем. Сперва нужно приклеить кусок фетра на дно контейнера и подождать несколько часов, пока клей высохнет. После этого фетр нужно пропитать изопропиловым спиртом (следите, чтобы спирт не попал в глаза!). Желательно, чтобы фетр полностью пропитался спиртом, остаток которого потом надо слить. Затем на дно кюветы нужно высыпать сухой лед, закрыть контейнер крышкой и поставить его в сухой лед крышкой вниз. Теперь нужно подождать, чтобы воздух внутри камеры насытился парами спирта.
Принцип работы камеры Вильсона (она же «туманная камера») состоит в том, что даже очень слабое воздействие заставляет насыщенный пар спирта конденсироваться. В результате даже воздействие космических частиц заставляет пар конденсироваться, и в камере формируются цепочки микроскопических капель — треки.
Посмотреть на эксперимент можно на нашем видео:
Несколько замечаний из опыта: не стоит покупать слишком много сухого льда — он испарится полностью меньше чем за сутки даже их термоконтейнера, а промышленный холодильник найдется у вас навряд ли. Нужно, чтобы крышка прозрачного контейнера была черной, например, можно закрыть его снизу черным стеклом. На черном фоне лучше будут видны треки. Смотреть нужно именно в нижнюю часть контейнера, там образуется характерный туман, похожий на моросящий дождь. В этом тумане и возникают треки частиц.
Какие треки можно увидеть:
Это не космические частицы. Короткие и толстые треки — следы альфа-частиц, испускаемых атомами радиоактивного газа радона, который непрерывно просачивается из недр Земли (и накапливается в непроветриваемых помещениях).
Длинные узкие треки оставляют мюоны — тяжелые (и короткоживущие) родственники электронов. Они рождаются во множестве в верхних слоях атмосферы, когда частицы высоких энергий сталкиваются с атомами и порождают целые ливни частиц, в основном состоящие из мюонов.
Искривленные траектории — признак электронов или их античастиц, позитронов. Они тоже порождаются космическими лучами, сталкиваются с молекулами воздуха и могут двигаться зигзагами.
Если вы увидели раздваивающиеся треки, значит, вам повезло: вы стали свидетелем распада одной частицы на две.