На прошлой неделе шведские исследователи опубликовали результаты генетического исследования останков из захоронения воина-викинга. Оно было найдено в древнем городе Бирка и относилось к X веку. Судя по погребальным дарам и скелетам двух лошадей, умерший был воином высокого ранга. А анализ ДНК показал, что он был женщиной.
Казалось бы, налицо неопровержимое доказательство — против отсутствия Y-хромосомы не попрешь. И артефакты в захоронении — многочисленное оружие и настольная стратегическая игра типа шашек — предполагали, что умерший умел владеть оружием и разрабатывать стратегию и тактику боя. Однако все оказалось не так просто.
Специалист по исследованию викингов, профессор Ноттингемского университета Джудит Джеш (Judith Jesch) опубликовала у себя в блоге большой пост, указывающий на сомнительные моменты в исследовании. Во-первых, она указывает на то, что лошадиные скелеты и стратегическая игра вовсе необязательно свидетельствуют о том, что умерший был воином высокого ранга. Больше никаких доказательств этому нет, и выводы могут быть целиком спекулятивными.
Во-вторых, Джеш указывает на возможную путаницу с исследуемыми останками. Один из авторов статьи несколько лет назад сделала доклад на конференции, а потом опубликовала статью, в которой рассказывала об остеологических исследованиях останков викингов, найденных в Бирке. В ней она упоминала о том, что когда ученые в XIX веке раскапывали захоронения, они складывали кости в мешки и маркировали их. Маркировка сохранилась не везде, так что исследователи не всегда понимали, к какому захоронению относились останки, которые они анализируют. В статье, описывающей генетический анализ останков, авторы упоминают о возможности их неправильной идентификации. Но упоминают вскользь, в разделе «Вспомогательная информация», который мало кто читает.
Другие археологи замечают, что женщина не обязательно была воином, ее могли похоронить вместе с оружием ее умершего мужа. Исследователи находили немало захоронений, в которых были похоронены мужчины и «женские» брошки. Археологи интерпретировали их как подарки жены или другой родственницы, которыми дорожил умерший.
В конце концов Джеш соглашается, что, возможно, если принадлежность останков «своей» могиле определена верно, воин действительно был женщиной. Но это совсем не значит, что многие скандинавские женщины воевали. Все же большинство из них следили за хозяйством и растили детей. Женщины-воины были исключением.